Полпред отметил: Президентом России поставлена задача повышать экологичность транспортных средств и на уровне регионов принимать меры стимулирования использования экологически чистого транспорта. «Для Сибири работа в этих направлениях крайне важна, почти в половине регионов округа экологическая ситуация далека от благополучной. Причина не только в деятельности промышленных предприятий – около трети вредных выбросов и 10% парниковых газов приходится на автомобильный транспорт», – сказал Сергей Меняйло.
В мае текущего года под руководством полномочного представителя состоялось окружное совещание, в рамках которого были рассмотрены вопросы выполнения в субъектах Сибирского федерального округа мероприятий по переводу транспорта на газомоторное топливо. «Несмотря на все объективные сложности, в числе которых неразвитая сеть метановых заправок и сервисных центров по обслуживанию газобаллонного транспорта, перевод транспорта на природный газ необходим и требует незамедлительных действий», – подчеркнул полпред.
Так, в округе уже есть хорошие примеры работы в городах Братске Иркутской области, Новокузнецке Кемеровской области, Кемерово и Томске, где доля общественного автомобильного транспорта на компримированном природном газе в разы превышает аналогичные показатели соседних муниципалитетов. В Омской области закупаются автобусы на метане, в Республике Алтай софинансируется приобретение техники на метане.
Недостаточно эффективно организована работа в ряде муниципальных образований Алтайского края, Новосибирской и Томской областей, где отмечается минимальное количество единиц транспорта на компримированном природном газе. «По оценкам специалистов, в некоторых случаях органы местного самоуправления слабо вовлечены в процесс перевода транспортных средств на экологичное топливо. Органам исполнительной власти и мэрам городов следует активно реагировать на текущую ситуацию и оперативно включиться в работу», – сказал Сергей Меняйло.
Кроме того, до настоящего времени остаются нерешёнными вопросы по негазифицированным субъектам Федерации округа – Красноярскому краю, республикам Тыва и Хакасия, югу Иркутской области. В настоящее время на территории этих регионов в качестве газомоторного топлива используется пропан-бутановая смесь. Таким образом, экологический и экономический эффекты минимальны.
«С учётом обозначенных главой государства задач нужно серьёзно усилить совместную работу всех заинтересованных сторон, комплексно оценить ситуацию в округе и составить конкретный план действий по её улучшению», – подчеркнул полномочный представитель.
Развитие газомоторной инфраструктуры в регионах Сибири осуществляется в соответствии с поручениями Президента России о расширении использования природного газа на транспорте и о стимулировании использовании экологически чистого транспорта. Кроме этого, по итогам совещания с Правительством РФ 18 апреля 2018 года рекомендовано активизировать работу по внедрению газомоторного топлива в целях снижения экологических рисков.
Экологически чистым моторным топливом является компримированный газ (метан), его конкурентными преимуществами помимо экологичности являются низкий класс опасности и низкая стоимость. Газозаправочная инфраструктура в субъектах Российской Федерации представлена обширной сетью пропановых газовых заправок – более 3 тысяч станций в стране, и значительно меньшим количеством метановых газовых заправок – около 400 газонаполнительных компрессорных станций, 20 из которых находятся в Сибирском федеральном округе.