Открывая заседание, полпред отметил: в соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют неотъемлемое право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, которое позволяет им защищать и восстанавливать другие свои права и законные интересы.
«Обращения являются актуальным источником информации о положении дел в регионах, это показатель социального самочувствия и благополучия населения. Их грамотный анализ даёт возможность правильно оценить текущую ситуацию и принять обоснованные управленческие решения, направленные на улучшение качества жизни людей», – сказал Сергей Меняйло.
Так, анализ о количестве обращений, поступивших в приёмные Президента РФ в субъектах Федерации округа в этом году, показал, что активность граждан в отдельных регионах в несколько раз превышает средние значения. По мнению полномочного представителя, это свидетельствует о значительно большей неудовлетворённости жителей и их стремлении вынести решение наболевших проблем на высший государственный уровень. «В данном случае региональным органам власти и органам местного самоуправления следует принять кардинальные меры для изменения ситуации, совершенствования работы с заявителями и решения вопросов по существу».
Приоритетными темами для всех регионов Сибирского федерального округа, затрагивающими жизненные интересы населения, являются «жилищно-коммунальная сфера» и «социальная сфера», которые составляют половину в общем количестве обращений. В вопросах ЖКХ это, в первую очередь, проблемы участников долевого строительства, переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда, предоставления жилья, в том числе детям-сиротам, а также проблемы проведения капитального ремонта домов, благоустройства придомовых территорий, некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг, деятельности управляющих компаний.
Социальная сфера представлена вопросами об оказании социальной поддержки малообеспеченным категориям граждан, лекарственном обеспечении и проведении дорогостоящего лечения, а также вопросами трудоустройства, своевременной выплаты заработной платы, предоставления мест в детских учреждениях.
Подавляющее количество обращений, поступающих от заявителей в адрес Президента России, связаны с действиями (бездействиями) органов государственной власти в отношении жизненно важных вопросов, которые подлежат рассмотрению и их урегулированию на местах. Как показывает практика, органы власти не всегда по существу, качественно и полном объёме решают поставленные вопросы, тем самым провоцируя повторные и дальнейшие обращения в вышестоящие инстанции, считает полпред.
«Основной целью совершенствования работы с гражданами должно стать повышение уровня их удовлетворённости результатами рассмотрения заявлений и принятыми по ним мерам. Достижению этой задачи необходимо уделить особое внимание», – подчеркнул Сергей Меняйло. Обращения представляют важнейший элемент обратной связи населения и власти, а также действенный механизм общественного контроля за реализацией национальных проектов, добавил он.
Согласно указу главы государства от 17 апреля 2017 года № 171 органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации обязаны ежемесячно представлять в Администрацию Президента РФ информацию о результатах рассмотрения обращений и принятых по ним мерам, на основании которых оценивается качество работы с гражданами.
«На уровне органов исполнительной власти субъектов Федерации округа проблема решается более эффективно. В связи с этим высшим должностным лицам следует оказать активное содействие в выполнении поставленной задачи органами местного самоуправления, расположенными на территории регионов», – сказал полномочный представитель.