По мнению полпреда, для Сибирского федерального округа развитие транспортных коммуникаций имеет особое значение. Это важное условие как для обеспечения жизнедеятельности населения арктических территорий, так и возможность транспортировки добываемых на севере природных богатств и доставки продукции из промышленно развитого южного пояса в Арктику. При этом для осуществления грузовых перевозок необходимо наличие взаимосвязанных транспортно-логистических центров Северного морского пути, Транссибирской магистрали и Евразийского сухопутного моста.
По словам полномочного представителя, в связи с тем, что на территории регионов Сибири и Урала действует одна меридиональная железнодорожная магистраль Омск – Тюмень – Новый Уренгой – Ямбург, существенно возрастает роль транспортных путей для доставки грузов до транспортно-логистических центров Северного морского пути, а также авиационных перевозок, выполняющих важную социальную функцию.
Речной путь Иртыш – Обь – Обская губа – Северный морской путь в Западной Сибири дополняет вышеназванную магистраль. Так, в 2018 году в Обь-Иртышском бассейне объём перевозок вырос на четверть и составил 1,5 миллиона тонн. «Однако значительный потенциал водных путей пока не реализован в полной мере. Необходимо использовать все имеющиеся возможности для дальнейшего наращивания объёмов перевозок», – подчеркнул Сергей Меняйло.
Основной водной артерией Восточной Сибири является река Енисей, по которой осуществляется северный завоз, а также грузовые перевозки в интересах добывающих компаний в Усть-Енисейском и Таймырском районах, Норильском промышленном районе. Есть все основания полагать, что в дальнейшем объёмы перевозок по Енисею будут расти по мере сырьевого освоения Арктической зоны, считает полпред.
Вместе с тем, отметил полномочный представитель, для эффективного использования преимуществ внутреннего водного транспорта требуются развитая портово-причальная инфраструктура, современные транспортные и пассажирские суда, а также система обеспечения безопасного судоходства и технического обслуживания судов. Помимо этого, необходимо продолжить работу по восстановлению и модернизации аэропортов, аэронавигационной инфраструктуры, укреплению метеослужбы, созданию и приобретению воздушных судов и самолётов малой авиации, пригодных для эксплуатации в Арктике.
Кроме того, следует продумать создание новых субсидируемых маршрутных сетей северной авиации не только в рамках регионов по направлению «Север-Юг», но и внутри Арктической зоны между северными городами и поселениями граничащих территорий. Это расширит возможности миграции трудовых ресурсов при реализации проектов Арктики и поспособствует созданию социально-культурной общности.
«Развитие водных и воздушных транспортных
коммуникаций – гарантия укрепления интеграционных связей арктических регионов с
промышленным поясом Сибири и Урала. Согласованная модернизация водного и
воздушного транспорта может стать условием для формирования в Арктике новых точек
роста, улучшения транспортной обеспеченности территорий и повышения качества
жизни населения», – подчеркнул полномочный представитель.
Использованы фото информационного агентства ТАСС