Северомуйский тоннель расположен на северо-востоке республики Бурятия. Это самый длинный (15,3 км) тоннель на территории России и пятый по длине в мире. По условиям проходимости тоннель не имеет себе равных: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы. За период строительства было переработано более 2 млн. куб. грунта, уложено 700 тыс. куб. монолитного железобетона, смонтировано 70 тысяч тонн металлоконструкций.
Подготовительные работы по сооружению тоннеля были начаты в 1975 году, горнопроходческие – в 1977 году. Общая стоимость работ по основным фондам строительства Северо-Муйского тоннеля составила 16,5 млрд. рублей. Акт приема в эксплуатацию Северомуйского тоннеля был подписан Государственной комиссией 30 ноября.
Открытие постоянного движения на Северомуйском тоннеле завершает строительство БАМа и выводит магистраль на проектную мощность. С началом работы тоннеля в 6 раз сократится время прохождения поездов через Северо-Муйский хребет, соответственно повысится уровень безопасности движения поездов, в 4 раза снизятся эксплуатационные расходы по содержанию пути. Открытие тоннеля позволит увеличить грузопоток по БАМу, в частности в следующем году планируется переключить с Транссиба на БАМ до 6 млн. грузов, что в свою очередь, стимулирует дальнейший рост грузооборота на обеих магистралях.