Всего в субъектах Сибирского федерального округа с 2019 по 2021 годы в рамках национального проекта «Образование» построено 33 школы. При этом с каждым годом темпы строительства объектов снижаются под влиянием усложнения условий проведения работ. Среди основных причин снижения темпов строительства также названы: неготовность земельных участков, предназначенных для застройки и проектно-сметной документации; несоблюдение подрядчиками графиков работ. Отмечено, что ход возведения замедлился в связи со сложностями, связанными с распространением коронавирусной инфекции. В 2021 году зафиксировано увеличение стоимости строительных материалов.
В 2022 году в рамках нацпроекта планово предполагается завершить строительство 30 школ, однако в настоящее время понятно, что не все объекты будут сданы в эксплуатацию до конца года. «Региональным органам исполнительной власти необходимо обеспечить гарантированный ввод этих объектов в 2022-2023 годах», – подчеркнул замполпреда. Кроме того, нужно проконтролировать целевое расходование средств, выделенных на строительство школ из федерального бюджета, максимально эффективно использовать оставшееся в этом году время для выполнения поставленных задач.
Новым вызовом в 2022 году названо появление дефицита отдельных наименований стройматериалов, а также увеличение сроков их доставки. Помимо прочего, в ряде регионов в некоторых случаях отсутствует понимание, как применять действующее законодательство в целях получения дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета. Расторжение контрактов с подрядчиками и заключение новых договоров приводят к существенной потере времени – от трёх месяцев до полугода.
«Прошу осмысленно подходить к необходимости расторжения договоров, организовать действенную систему контроля, которая обеспечит ввод школ в эксплуатацию в установленные сроки», – сказал Александр Орехов. Особо замполпреда отметил важность организации эффективного взаимодействия регионов с контрольно-надзорными ведомствами для совместного решения возникающих проблем, оперативного получения консультационной поддержки.
Сегодня в субъектах Федерации округа, особенно в административных центрах, существует объективная потребность в своевременном строительстве новых школ. Это позволит не допустить формирования третьей смены обучения, а значит снизить социальную напряжённость в регионах, считает заместитель полномочного представителя.
Кроме того, региональным органам власти следует сделать акцент в своей работе на мониторинге численности учащихся и количества мест в школах. Актуальная информация об отсутствии дефицита учебных мест в образовательных учреждениях позволит избежать повышения учебной нагрузки. «Необходимо взять наиболее перегруженные школы на особый контроль. Нельзя допустить, чтобы дети учились в стеснённых условиях», – сказал Александр Орехов.
По итогам обсуждения участниками определены ключевые направления дальнейшей совместной деятельности по реализации мероприятий национального проекта «Образование» в регионах округа. В том числе рекомендовано утвердить «дорожные карты» по организации строительства школ, обеспечить актуализацию графиков работ на строящихся объектах, провести анализ наличия строительных материалов, при необходимости проработать вопросы дополнительного финансирования.
В совещании приняли участие представители Министерства просвещения России, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Генеральной прокуратуры России, заместители высших должностных лиц субъектов Федерации округа.