МАПП Забайкальск-Маньчжурия обеспечивает до 70 процентов товарооборота России с Китаем и 96,5 процента товарооборота Читинской области с Китаем. Пункт пропуска, на строительство которого было израсходовано более 30 млн долларов, расположен на территории 31,7 гектара и насчитывает 14 полос для пропуска автотранспорта. Пропускная способность — около 3 млн туристов и более 3,5 млн тонн груза в год.
В настоящее время на автомобильном пункте пропуска в полную силу используется только 2 полосы из 14. Главными причинами этого являются социальные проблемы – низкая заработная плата работников, отсутствие жилья и как следствие нехватка специалистов. Недостаточная техническая оснащенность также снижает качество и скорость обслуживания транспортного потока и туристов. Все это не позволяет организовать круглосуточную работу пункта пропуска.
Как отметил, Анатолий Квашнин, решать эти вопросы необходимо, а для этого нужен комплексный подход к развитию поселка Забайкальск. Было принято решение создать специальную комиссию, в которую войдут представители Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», администрации Читинской области, таможенных органов, других заинтересованных ведомств, пограничники, ученые.
В пограничном поселке Забайкальск находится и железнодорожный пункт пропуска через государственную границу. Он рассчитан на пропуск 8 пар поездов в сутки. Сейчас здесь проходит в день 12 пар поездов при потребности 16. Проблемы развития пункта пропуска связаны с тем, что ОАО «Российские железные дороги», созданное после реформирования Министерства путей сообщения, не может быть его владельцем. Предстоит решить вопрос, кому будет принадлежать железнодорожный пункт.
На совещании в Забайкальске также обсуждалась проблема экспорта металлического лома. С 1 января 2004 года разрешено вывозить за рубеж металлолом, но при этом законодательно не решен вопрос контроля за процессом. Поэтому зачастую вторичное металлическое сырье вывозится, в данном случае в Китай, по бросовым ценам.
Читинская область граничит сразу с двумя государствами Азии - Китаем и Монголией. Через ее территорию проходят основные транспортные артерии к восточным рубежам России, а через автомобильный и железнодорожный пункты пропуска Забайкальск-Маньчжурия проходят самые короткие пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно.