Оперативный штаб при полномочном представителе с сегодняшнего заседания начал рассматривать вопросы, связанные с введением в действие Федерального закона № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В полной мере этот закон вступает в силу с 1 января 2006 года. С этого момента муниципальным образованиям – районам, округам и поселениям предстоит осуществлять свои полномочия опираясь на собственные бюджеты.
Александр Суриков подчеркнул, что закон № 131-ФЗ был принят еще в 2003 году.
Основные вопросы и проблемы, которые могут возникнуть при формировании бюджетов муниципалитетов, участники штаба рассмотрели на примере Новосибирской области, которая была выбрана пилотным регионом для реализации закона о местном самоуправлении. В настоящее время в области образовано 490 муниципальных образований. Опыт показывает, что органы муниципальной власти способны формировать и исполнять местные бюджеты, а там, где есть достаточная налогооблагаемая база, возможно решение всех вопросов местного значения на уровне муниципалитета.
Для полноценного функционирования органов местного самоуправления в качестве субъекта бюджетного процесса муниципальные образования необходимо наделить собственностью, завершить кадастровую оценку земли, установить методику и нормативы распределения финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации на муниципальный уровень. Эти меры позволят добиться реальной самостоятельности поселений и районов, дадут возможность четко знать доходы местного бюджета, осуществлять планирование социально-экономического развития.
Оперативный штаб также рассмотрел итоги реализации за первое полугодие в субъектах Федерации Сибирского федерального округа Федерального закона № 122-ФЗ в части замены натуральных льгот на денежные компенсации.
Как сообщил представитель уполномоченной фармацевтической компании, в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения в округ за полгода поставлено лекарств на сумму более 1 млрд 600 млн рублей, обеспечено 5,7 млн рецептов. Снизилась доля лекарств, отпускаемых аптечными учреждениями за собственный счет. В то же время высоким остается разрыв между поставленными медикаментами и суммой выписанных рецептов, что увеличивает срок оборачиваемости лекарств и снижает надежность системы лекарственного обеспечения. На заседании штаба также была отмечена проблема, связанная с расширением ассортимента и изменением цены лекарств, предоставляемых льготникам. Список лекарственных препаратов был увеличен с 1 июня, однако соответствующие распорядительные документы, в частности о присвоении этим препаратам соответствующих кодов, не приняты. Это не позволяет организовать отпуск лекарств, несмотря на их наличие в уполномоченной компании.
Оперативный штаб принял ряд решений по реализации программы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в округе. В частности, предлагается формировать заявки в соответствии с товарными запасами в аптеках, ряд лекарств, на которые была изменена цена возмещения, предлагается оплачивать по минимальной цене до получения соответствующих кодов и разъяснительных документов.
В части транспортного обеспечения льготников в регионах округа продолжается реализация единых социальных проездных билетов. Так, в мае реализовано 318 тыс. ЕСПБ. Рабочая группа Оперативного штаба проанализировала и обобщила опыт некоторых регионов по организации перевозок льготных категорий граждан, в том числе в части возмещения убытков перевозчиков за счет средств региональных бюджетов. Основная задача в этой части - добиться улучшения экономической ситуации в транспортной отрасли. При этом, как отметил помощник полпреда Александр Суриков, перевозки на селе следует рассматривать как социальный вид транспорта, который в любом случае будет убыточным. Таким образом, необходимо за счет возмещения убытков сельский транспорт сохранить, оптимизировав при этом маршруты его движения. Городской муниципальный транспорт, особенно в крупных городах, можно сделать экономически эффективным, прежде всего за счет распределения маршрутов.
На заседании штаба был рассмотрен опыт Новосибирской и Томской областей по организации работы транспорта, занятого перевозкой льготников. Некоторый опыт этих регионов решено предложить к использованию на других территориях.