29 марта в Иркутске состоится совместное заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
На Совете округа будет представлена концепция разработки федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Сибири» на 2008-2020 годы.
Социально-экономическая ситуация в Сибири сегодня характеризуется рядом негативных факторов. Это растущая сырьевая направленность экономики, износ производственных фондов, неэффективное использование высокого научно-технического потенциала. Сибирский федеральный округ по темпам экономического развития и уровню доходов населения отстает от среднероссийских показателей. В Сибири продолжается сокращение численности населения. Причем покидают регион в первую очередь трудоспособные люди, квалифицированные специалисты.
Динамичное развитие, привлекательность сибирских регионов для жизни имеют большое геополитическое и геоэкономическое значение.
В силу географического положения и огромного ресурсного потенциала Сибири, ее роль - быть на востоке страны мощным и многосторонне развитым экономическим форпостом, достойно представляющим Россию во взаимоотношениях с быстроразвивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В послании 2005 года Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость концентрации государственных ресурсов в приграничных регионах с целью формирования опорных зон сотрудничества России с сопредельными государствами.
В настоящее время уровень участия государства в развитии Сибири по прежнему остается низким. За последние три года доля регионов СФО в общем объеме финансирования федеральных целевых программ ниже 5%, а финансирование ФЦП «Сибирь», принятой в 1998 году, с 2003 года прекращено полностью.
Правительством России 7 июня 2002 года утверждена «Стратегия экономического развития Сибири». Стратегия в целом определила долгосрочные ориентиры развития Сибирского федерального округа и основные принципы экономической политики государства в отношении Сибири. Однако на практике положения этого документа не были реализованы ввиду отсутствия соответствующих механизмов. Таким механизмом и призвана стать новая федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Сибири» на 2008-2020 годы.
На Совете Сибирского федерального округа будет представлена концепция разработки новой ФЦП, подготовленная аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СФО, представителями органов власти сибирских регионов, учеными СО РАН, специалистами ассоциации «Сибирское соглашение».
Цель разработки программы - государственная финансовая поддержка инфраструктурного и институционального развития Сибири. Кроме того, ФЦП должна обеспечить комплексную координацию всех экономических планов и программ, которые затрагивают Сибирский федеральный округ. Это планы развития субъектов Федерации, бизнес-проекты крупнейших компаний, а также отраслевые федеральные целевые программы.
Концепция отмечает необходимость соответствия новой федеральной целевой программы основным направлениям государственной региональной политики – опора на «регионы-локомотивы», поиск «точек роста» в отстающих регионах и в целом создание условий для комфортного проживания граждан России и ведения бизнеса на востоке страны.
Новая программа должна учесть основные направления ФЦП «Сибирь» от 1998 года, «Стратегии экономического развития Сибири», утвержденной в 2002 году, а также основные положения документа «Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста», утвержденного решением Высшего экономического совета СФО в прошлом году.
Концепция разработки ФЦП «Социально-экономическое развитие Сибири» на 2008-2020 годы предполагает создание самой программы в течение 2006-2007 годов.