Официальные ресурсы

О реализации национальных проектов в субъектах Федерации Сибирского федерального округа

30 марта 2006 Распечатать
Регионы округа активно включились в выполнение задач, поставленных национальными проектами. Предусмотрены существенные средства для их софинансирования из региональных бюджетов.

Более 153,6 млн.рублей будет направлено в этом году на реализацию краевых программ по здравоохранению в Алтайском крае. В Кемеровской области по национальному проекту «Здоровье» объем дополнительного финансирования из областного бюджета составляет 223 млн. рублей. На строительство жилья взамен ветхого и аварийного в г. Красноярске в 2006 году региональным бюджетом выделено 130,0 млн.рублей.

Главное на сегодняшний момент - за решением многочисленных организационных проблем не упустить основополагающую цель этой общенациональной программы – существенное повышение качества жизни граждан России. Наши граждане должны почувствовать улучшение жизненных условий уже в течение этого и следующего года. Так поставил задачу Президент Российской Федерации и от того, как мы ее будем решать, зависит самочувствие конкретного человека и в целом социальный и общественно-политический климат в нашей стране.

Нами в феврале-марте 2006 года путем выезда на места изучена практика реализации приоритетных национальных проектов в Республике Хакасия, Красноярском крае, Кемеровской, Томской, Иркутской областях и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. В ряде случаев бросилось в глаза самоустранение органов самоуправления поселенческого уровня от участия в мероприятиях, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, отсутствие у населения представления о касающихся конкретных людей параметров национальных проектов. Аналогичные выезды планируются во втором полугодии осуществить во все субъекты Федерации округа.

Анализ оперативной информации из регионов, впечатления от непосредственного общения с учителями и врачами, строителями и фермерами показывают, что организационная работа проделана большая. Вместе с этим обозначились и проблемы.

Соглашения о сотрудничестве между федеральными министерствами и субъектами Российской Федерации носят, в основном, односторонний характер. За регионами закреплены конкретные обязанности по достижению целевых и контрольных показателей реализации национальных проектов. В то же время в соглашениях не установлены конкретные обязательства федеральных министерств по срокам и объемам финансирования из федерального бюджета, выделению предусмотренных приоритетным национальным проектом материальных ресурсов (компьютеры, медицинское оборудование и др.). В них не учитываются климатические и территориально-пространственные особенности Сибири.

Ни одним регионом согласование с министерствами и утверждение планов и параметров приоритетных национальных проектов в полном объеме не выполнено, поэтому и на местах нет ясного понимания задач и этапов реализации проектов, хотя поручение Президента Российской Федерации, данное по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27.12.2005, предусматривает завершение этой работы в срок 15 марта.

Представляется, что необходимо по каждому национальному проекту выделить и продекларировать первоочередные (на два года), среднесрочные и перспективные (стратегические) цели, то есть сказать людям, что планируется сделать и что они получат от реализации нацпроектов в 2006-2007 годах, а также через 5-10-20 лет.

Наши встречи в Хакасии, Томской, Кемеровской, Иркутской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Красноярском крае показали, что непосредственные участники реализации проектов (врач, учитель, работники сферы АПК и т.д.) не ориентируются в параметрах и показателях национальных проектов, а значит не имеют чётких установочных задач по их реализации на своих объектах. Необходимо в директивном порядке довести до каждого руководителя, рядового гражданина конкретные планы и параметры, реализуемые на его объектах и территориях. Организовать системы обратной связи (горячие линии, социологические исследования и т.п). Например, в Кемеровской области издан сборник книг, подробно рассказывающий о реализации в Кузбассе приоритетных национальных проектов. Книги появятся во всех 223 муниципальных образованиях области (участникам заседания эти сборники розданы).

В сфере здравоохранения особую актуальность для округа имеет вопрос доплат медицинским работникам первичного звена в сельской местности, обеспечения их транспортными средствами. Единый для городской и сельской местности норматив обслуживаемого населения не учитывает территориальную разобщенность, малонаселенность и труднодоступность поселений в сельской местности Сибири. Страдают люди: в отдельных регионах (например, в Эвенкийском автономном округе) отмечается укрупнение врачебных участков, что повлечет за собой ухудшение качества обслуживания населения, т.е. результат обратный ожидаемому.

Несмотря на огромные площади закрепленных для обслуживания территорий, не принимаются и не закладываются достаточные меры, направленные на обеспечение медицинских работников в сельской местности автомобильным, водным транспортом, санавиацией.

Для городов проблема санитарной авиации неактуальна, а для жителей Сибири, проживающих в труднодоступных отдаленных районах, это вопрос жизни.

Например, врач общей (семейной) практики в с.Уртам Томской области обслуживает три населенных пункта, расположенных на расстоянии от 15 до 18 км. Численность обслуживаемого населения-1914 человек, детей в возрасте до 1 года – 19. Транспортные средства отсутствуют. Как обеспечить в такой ситуации ежемесячную периодичность осмотра детей, беременных женщин и выполнить одну из задач национального проекта – повышение качества и доступности медицинской помощи? Сама женщина прийти к врачу не может и врач тоже не может ее посетить.

Участковый врач должен иметь объективные возможности для выполнения своей задачи – дойти до каждого человека, а не только лечить тех, кто к нему обратился, проводить профилактические мероприятия. Требуется оснащение лечебных учреждений автоматизированными рабочими местами для создания базы данных прикрепленных граждан для проведения своевременных осмотров, диспансеризации.

Принимаемые меры должны в ближайшее время повысить укомплектованность медицинскими кадрами в первичном звене как в городах, так и в сельской местности. Например, в Алтайском крае она составляет в городах – 29, а в сельской местности – 19,2%. В Новосибирской области вакантна каждая третья ставка участкового врача.

В срочном порядке нужно решать организационные вопросы по диспансеризации сельского населения. Учесть то, что не все центральные районные больницы имеют специалистов, необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме. В большинстве муниципальных учреждений здравоохранения отсутствуют лицензии на ряд предусмотренных при проведении диспансеризации видов медицинской деятельности. Необходимо получить разъяснения о возможности участия в диспансеризации областных лечебных учреждений, а также по доставке населения из населенных пунктов или медицинских работников для диспансеризации (оплата транспортных расходов, командировочных).

Руководители лечебных учреждений в ближайшее время должны подготовиться к получению, доставке и хранению вакцин и диагностических средств (обеспечить так называемую «холодовую цепь»).

На уровне Федерации сейчас решается вопрос о надбавках медицинским работникам, имеющим в обслуживании менее 1700 взрослых граждан и 800 детей. Мы не должны упускать эту тему из внимания и продолжать ее активное сопровождение.

Необходимо провести тщательную работу по составлению списков медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов, врачей, фельдшеров и медсестер «скорой медицинской помощи», подготовить предложения по диспансеризации детского населения, в том числе по срокам ее проведения.

Необходимо оказывать активную помощь и отстаивать интересы сибирских производителей в получении права на поставку медицинского оборудования. От их участия зависит и цена, и своевременность комплектования, и качество обслуживания данного оборудования. Необходимо острее реагировать на попытки лоббирования иностранных фирм для поставки диагностического оборудования. Значительная территориальная удаленность медицинских учреждений Сибири от дальних поставщиков может привести к тому, что оборудование будет смонтировано только к концу года, а потребность в нем существует уже сегодня.

Серьезные проблемы имеются и в сфере образования. Оплата труда школьного учителя, даже с учетом доплаты по национальному проекту, составляет от 3 до 5 тыс.рублей. Отсутствие реальных мер социальной защиты, невозможность реализовать свои профессиональные и карьерные возможности делает непривлекательным для выпускников педагогических вузов работу на селе, что ведет к нехватке и старению педагогических кадров.

По нашему мнению, каждая сельская школа должна иметь собственный автобус, который использовался бы не только для подвоза учеников, но и позволял им организованно выезжать в город на «дни открытых дверей» в вузах, на единые государственные экзамены, для участия в культурных мероприятиях.

Мы обязаны (задача Президента Российской Федерации) обеспечить, в том числе и сельским детям, равные условия доступа к образовательной сфере, в том числе в плане сохранения (или восстановления) систем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Почти повсеместное отсутствие учреждений этого профиля в малых селах сибирских регионов делает практически невозможным обеспечение первичной подготовки детей для последующего обучения в обшеобразовательной школе.

Только четверть образовательных учреждений в субъектах Федерального округа подключена к сети Интернет. И этот вопрос – один из приоритетов национального проекта «Образование». Однако, делая упор на развитие и внедрение современных информационных технологий нельзя забывать о том, в каких условиях находятся и учатся дети. Важно помнить, что на уровень и качество образования влияет общее состояние материально-технической базы учебного заведения. В контексте этого проблемы должны решаться в комплексе: если федеральный бюджет предоставляет средства для информатизации, территориальный бюджет должен создать условия для комфортного нахождения и обучения детей в школе (условно, есть Интернет, а «удобства» - на ветру).

По оперативной информации, на 20 марта 2006 г. выплачены вознаграждения всем классным руководителям школ Сибирского федерального округа. Выплаты осуществлялись с дополнительными начислениями районных коэффициентов и установленных налоговых платежей, во всех регионах округа, что отрадно, сохранены существовавшие ранее надбавки за осуществление функций классного руководителя.

Выплаты медицинским работникам на территории округа завершены до 24 марта 2006 г. Прибавку к заработной плате получили около 20 тыс. медицинских работников первичного звена на общую сумму 185,4 млн.рублей.

В то же время органами исполнительной власти отдельных регионов недостаточно внимания уделяется своевременности выплаты основной заработной платы работникам бюджетных учреждений.

Имеются проблемы и в реализации проектов "Развитие агропромышленного комплекса" и "Доступное и комфортное жилье".

С мест поступает много замечаний по вопросу затянувшихся сроков разработки на федеральном уровне необходимой нормативно-правовой базы по национальным проектам. Мы это учитываем, своевременно докладываем в Администрацию Президента Российской Федерации. Обращаем на это внимание федеральных органов исполнительной власти, говорим об этом на ежемесячных всероссийских видеоконференциях.

Однако, реализация национальных проектов – это обязанность не только федерального центра, но и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В регионах, которые не полагались только на решения из Москвы, а активно включились в реализацию проектов, причем уже прошлом году, наметились определенные результаты. Например, Омская и Томская области обеспечили представление проработанных заявок в Минсельхоз России на получение субсидий из федерального бюджета по инвестиционным кредитам на 8 лет на строительство животноводческих комплексов и в 2006 году их сельхозпредприятиям выделено 99,2 и 74,6 млн.рублей соответственно, что составляет почти половину (48,6%) общего объема средств, выделенных сельхозпредприятиям округа (357,8 млн. рублей, или 10,4% объема финансирования из федерального бюджета по указанному направлению проекта).

Вместе с этим на указанные цели не получили ни одного рубля шесть из шестнадцати регионов округа. Получается, что в этих субъектах Федерации округа нет ни одного прибыльного, перспективного сельхозпредприятия?

В регионах федерального округа наметилась тенденция увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья. Так, в 2004 году введено 3,5 млн.кв.метров, в 2005 году – свыше 4 млн.кв.метров. В тоже время, в пересчете на гражданина, это гораздо ниже среднероссийского показателя. Лучшие показатели жилищного строительства в Томской, Омской, Кемеровской областях.

Нам не решить проблемы оттока населения из Сибири, если в перспективе не предоставить людям лучшие, чем в европейской части России, условия обеспечения жильем.

Сдерживающими факторами в строительстве являются: несовершенство законодательной базы, отсутствие основополагающих градостроительных документов, неопределенность в механизме финансирования из средств федерального бюджета инженерной инфраструктуры населенных пунктов, большие сроки оформления земельных отводов. Чтобы получить необходимую для строительства исходную документацию, оформить площадку, требуется пройти процедуры согласования не менее чем в 50-ти инстанциях, собрать более 100 подписей. Разрешение на строительство практически невозможно получить без целого ряда поборов, а срок от начала оформления документов до начала строительства затягивается до 1,5 лет. В этом контексте необходимо рассматривать требование Президента Российской Федерации В.В. Путина ко всем ветвям власти немедленно предпринять шаги для того, чтобы разбюрократить сферу жилищного строительства.

Приоритетный национальный проект «Доступное комфортное жилье – гражданам России» и ФЦП «Жилище» не включают мероприятия по реформированию и техническому перевооружению предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов. А это направление является одним из основных инструментов реализации ФЦП «Жилище», т.к. решает вопросы обеспечения программы материальными ресурсами. Предлагается совместно выйти в Правительство РФ с предложением о включении в ФЦП «Жилище» подпрограммы «Развитие промышленности строительных материалов». Кроме того, представляется целесообразным разработать механизм поддержки производителей строительных материалов и как один из инструментов для этого – определить порядок предоставления государственных гарантий при использовании заемных средств.

В скорректированной ФЦП «Жилище» под реализацию приоритетного национального проекта отсутствует подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». Данное направление работы очень актуально для регионов Сибири с учетом объемов в округе ветхого жилья и временно возведенного жилого фонда, особенно в районе БАМа. В домах, относящихся к данной категории, проживает 537,8 тыс.человек, или каждый двадцатый из проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Наблюдается разный подход органов исполнительной власти регионов к решению данного вопроса. В результате, если в Кемеровской области численность переселенных граждан составляет несколько тысяч человек, то в других регионах - несколько десятков человек за год.

Участие многих регионов округа в реализации приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жилье – гражданам России» и ФЦП «Жилище» будет оставаться проблематичным, пока не появятся региональные и муниципальные программы по направлениям, тождественным нацпроекту. Хотелось бы обратить на это внимание. Кроме того, во многих населенных пунктах отсутствуют или требуют корректировки генеральные планы застройки.

Глава государства определил, что ключевым вопросом для достижения заявленных целей становится рациональное использование выделяемых средств, организация и контроль за реализацией национальных проектов. Например, через региональные отделения Фонда обязательного медицинского страхования проходят колоссальные суммы, порядка 50 млрд.рублей в год. Регионы должны принимать меры по обеспечению их целевого использования. Такие масштабные задачи невозможно решить без совместных действий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Контролировать когда, как и что сделано нужно в каждой школе, поликлинике, строительной организации, ферме и подсобном хозяйстве. В субъектах система контроля в этом направлении организована пока недостаточно.

И еще один проблемный вопрос – система отчетности.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 28 февраля 2006 г. одобрена "Типовая инструкция о порядке составления и предоставления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов".

Типовой инструкцией предусмотрено представление органами исполнительной власти субъектов Федерации отчетов о реализации каждого приоритетного национального проекта по двум формам:

Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта в субъекте Российской Федерации (форма 1-ПС);

Сведения о выполнении Сетевого графика реализации приоритетного национального проекта в субъекте Российской (форма 3-СГ).

Однако, поступившие в адрес полномочного представителя отчеты по состоянию на 1 марта 2006 г. свидетельствуют, что в большинстве регионов округа система отчетности не отработана. Ряд субъектов округа необоснованно представили отчеты по форме 1-ПФ, предусмотренной для федеральных органов исполнительной власти, в результате чего не отразили размеры своего участия в софинансировании проектов. Во многих отчетах заполнены не все графы. Половина субъектов Федерации округа не представили отчеты о выполнении сетевых графиков. Просили бы обратить на это внимание исполнителей.

Уважаемые участники заседания!

Полномочный представитель и его аппарат активно сотрудничают с регионами и федеральными органами по оперативному решению всех возникающих вопросов. Благодаря жесткой постановке вопроса о доплатах учителям за классное руководство с использованием районного коэффициента и начислений единого социального налога этот вопрос был быстро решен. Не так быстро как хотелось бы, но данный вопрос решился и применительно к выплатам медицинским работникам.

В ходе совещаний в министерствах мы смогли донести проблемы до их руководителей из первых уст.

Сразу же после осуществления выплат учителям за январь текущего года, перед Администраций Президента Российской Федерации был поставлен вопрос о необходимости в срочном порядке обеспечить дополнительное субсидирование ряда территорий.

Вообще все проблемные вопросы, возникающие в ходе работы по национальным проектам, немедленно передаются в Администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, и, как правило, решаются.

Поэтому для нас так важна оперативная связь с регионами, в том числе и через главных федеральных инспекторов. Благодарим вас за понимание их роли в субъектах Федерации. Главные федеральные инспекторы представляют полномочного представителя, который жестоко ставит им задачи, в том числе по национальным проектам.

Смысл их работы – не в перепроверке руководителей субъектов Федерации, а в помощи по организации контроля во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Рассчитываем на дальнейшую совместную конструктивную работу по реализации программных задач Президента Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Из выступления помощника полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе С.М. Черданцева на заседании Совета Сибирского федерального округа (г.Иркутск, 29 марта 2006 г.)

None