В своем вступительном слове полпред отметил, что «сегодняшнее аварийное состояние коммунальной инфрастуктуры оказывает негативное влияние на социальную стабильность в регионах».
За прошедший отопительный сезон аварии происходили не только по причине износа технологического оборудования и сетей, а часто из-за некомпетентности руководителей. «Уроки прошедшей аномально холодной зимы необходимо проанализировать и сделать правильные выводы», – подчеркнул полномочный представитель.
Анатолий Квашнин выделил ряд задач для организации жизнеобеспечения населения в субъектах Федерации округа в предстоящий отопительный сезон. По мнению полпреда, в первую очередь необходимо организовать работу региональных штабов по контролю за ходом подготовки к отопительному сезону, решить вопросы опережающего финансирования ремонтных работ, создания резервных источников энерго- и водоснабжения, установить персональную ответственность руководителей за выполнение возложенных задач.
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» включает подпрограмму «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Необходимым условием предоставления средств федерального бюджета является финансирование проектов модернизации со стороны участвующих в подпрограмме субъектов РФ и частных инвесторов.
В связи с этим «задача органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления откорректировать ранее разработанные мероприятия по модернизации и реконструкции объектов ЖКХ с учетом требований подпрограммы», – сказал полпред.
С основным докладом на совещании выступил главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Головачев. Подводя итоги прошедшего отопительного сезона, он отметил, что «отопительный сезон 2005 – 2006 г. в Сибирском федеральном округе, в основном, прошел в штатном режиме. Крупных аварий в системе электро- и теплоснабжения населения и на объектах социальной сферы удалось избежать. Вместе с тем в отдельных населенных пунктах имели место сбои в работе коммунальной инфраструктуры».
Среди основных причин создания аварийных ситуаций, Виктор Головачев назвал недостаточное финансирование подготовки объектов ЖКХ, низкое качество предзимних работ, износ технологического оборудования и инженерных сетей, нарушения обязательств по поставкам топлива, безответственные и неквалифицированные действия персонала.
«В 2005 году прокурорами Сибирского федерального округа выявлено свыше 15 тысяч нарушений закона в сфере ЖКХ, опротестовано 278 незаконных правовых актов, внесено более 4 тысяч представлений и предостережений. Возбуждено 58 уголовных дел, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. 13 уголовных дел возбуждено уже в 2006 году», – сообщил Виктор Головачев.
По словам главного федерального инспектора, главной причиной недостаточной подготовки к отопительному сезону «является хроническое недофинансирование отрасли и упущения в работе органов власти на местах. Общее недофинансирование по округу в предыдущем отопительном сезоне составило 5,2 млрд. рублей».
Как сказал Виктор Головачев, в подготовке жилищного фонда к отопительному зимнему периоду слабо использовался институт государственных жилищных инспекций субъектов Федерации округа. «В 2005 году было обследовано только 11% жилья, находящегося в СФО. Результаты работы государственных инспекций могли быть выше при условии укомплектованности штатов и материальной обеспеченности», – сообщил главный федеральный инспектор.
«Осуществление государственного контроля за качеством предоставления населению жилищных и коммунальных услуг в регионах должно быть восстановлено», – особо отметил Виктор Головачев.
Определяя основные задачи по подготовке предприятий жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2006 – 2007 годов для органов государственной власти и органов местного самоуправления, Виктор Головачев подчеркнул, что работа «не может заключаться лишь в ремонте котельных, замене ветхих сетей, проверке жилищного фонда».
Необходимо организовать новую систему управления коммунальным комплексом. В первую очередь – это формирование муниципально-частного партнерства в сфере коммунальных услуг. Выбор формы партнерства: сервисный контракт, договор управления, арендный договор или концессионное соглашение. Во вторую очередь – организация деятельности компаний по управлению объектами коммунальной инфраструктуры.
«Передача теплоисточника в частные руки – это и решение задач преобразования отрасли и решение задач подготовки к отопительному сезону. Только частный «хозяин котельной» не просит денег из бюджета, не просит материалы на подготовку и запускает котельную в срок», – подчеркнул федеральный инспектор.
В заключение Виктор Головачев сказал, что «доля частного бизнеса на рынке жилищно-коммунальных услуг увеличивается всего на 3 – 4% в год. Такой рост недостаточен для проведения структурных изменений в этом секторе экономики». «Необходимо инициировать развитие рынка коммунальных услуг. Другого выхода у нас нет», – считает главный федеральный инспектор.