«Особенности Сибири – огромные территории и неравномерность социально-экономического развития города и села – не могут не сказываться на системе образования», – заявил полномочный представитель Президента России, выступая перед делегатами съезда. В субъектах Федерации Сибирского федерального округа около 9,5 тысяч средних образовательных учреждений, из которых 70% расположены в сельской местности. Как правило, это малокомплектные школы.
По мнению Анатолия Квашнина, сельская школа является социально-образовательным и культурным центром для всех жителей села. «Если ликвидируется школа – “умирает” сельское поселение. Поэтому сохранение и развитие сельской школы – это задача социального масштаба. Молодые граждане, в каком бы дальнем уголке Сибири не обучались, должны иметь равные возможности получения качественного образования», – подчеркнул полпред.
Полномочный представитель отметил мощное влияние приоритетного национального проекта на развитие сферы образования. Например, менее чем за полтора года все школы Сибири подключены к сети Интернет. «Это технический и интеллектуальный прорыв, особенно важный для сельских сибирских школ, удаленных от крупных промышленных и культурных центров. В некоторых из них Интернет появился раньше, чем телефонная связь», – заявил Анатолий Квашнин.
Дальнейшее совершенствование системы образования в Сибири будет идти в соответствии с ключевыми задачами, поставленными Президентом Российской Федерации. «Система образования должна отвечать стратегической цели – создание в Сибири динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа», – подчеркнул Анатолий Квашнин. Для достижения этой цели необходимо масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере, обеспечивающее появление качественно новых продуктов и услуг.
Полпред уверен, что ресурсы образовательного комплекса Сибири в полной мере способны обеспечить потребности развивающейся экономики в профессиональных кадрах. «Однако без коренной модернизации системы образования, которая обеспечивает насыщение экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами инженеров, техников и рабочих, не обойтись, – считает Анатолий Квашнин. – Кирка, лопата и топор – в 21 веке это уже не проходит. Нам нужны профессионально подготовленные кадры, работающие на высокотехнологичном оборудовании с высочайшей производительностью труда».