Участники встречи озвучили ряд проблем, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной деятельности. Среди них – высокая стоимость аренды производственных помещений. Решение этого вопроса, по замечанию полномочного представителя, – «является одним из важных элементов государственной поддержки малого бизнеса».
Виктор Толоконский считает, что сроки аренды площадей предпринимателями должны быть долговременными. «Так как помещения необходимо приспосабливать для производства той или иной продукции, нужно зафиксировать минимальный срок аренды – но не год и не два, иначе теряется эффективность бизнеса», – сказал полпред.
Полномочный представитель поделился своим видением решения проблемы. Так, по его мнению, для нужд малого бизнеса можно выделить неиспользуемые площадки крупных заводов: их выкупает регион или муниципалитет и предоставляет в аренду. Кроме того, одним из действенных методов полпред назвал реализацию проектов промышленных парков, где каждому предприятию выделяется своя площадка.
Очень значимое направление развития и поддержки малого бизнеса, по взглядам Виктора Толоконского, – формирование института менторства, или наставничества. Более опытный предприниматель в такой системе оказывает консультативную помощь начинающему.
«При этом не стоит абсолютизировать образовательный компонент, – убежден полномочный представитель. – В бизнесе важны коммуникации. Начинающий предприниматель зачастую не знает, как выйти на рынки или выстраивать взаимодействие с государством. И важная функция менторов – передавать коммуникации, учить общению». Кроме того, высокий авторитет и хорошая репутация наставника будет способствовать быстрому и эффективному развитию малого бизнеса.
Также вопросы оказания господдержки малому бизнесу Виктор Толоконский обсудил в региональном бизнес-инкубаторе с руководителями инновационных предприятий.
Обращаясь к участникам беседы, полпред отметил важность строительства в субъектах Федерации округа технопарков и бизнес-инкубаторов. Эти объекты, по его мнению, «являются обязательной инфраструктурой для формирования особой среды, без которой невозможно создать инновационную экономику, повысить востребованность научных разработок и ускорить их внедрение в промышленность».
Полномочный представитель особо подчеркнул, что формы господдержки инновационному бизнесу должны быть разнообразнее: «Нам важно расширить инструментарий и разрабатывать новые методы и подходы к оказанию поддержки со стороны как органов государственной власти, так и муниципалитетов».
В бизнес-инкубаторе полпред осмотрел центры прототипирования и обработки данных и высоко оценил потенциал учреждения. Центр прототипирования оснащен современным оборудованием в области микроэлектроники, изготовления сложных корпусных и нестандартных изделий. В ближайшее время в центр поставят уникальные линии в области порошковой металлургии для изготовления изделий из высокотехнологичных сплавов. Пользуясь услугами центра прототипирования, резиденты бизнес-инкубатора могут в минимальные сроки сделать необходимые опытные образцы, что значительно ускоряет реализацию инновационных проектов.
Опыт работы Красноярского бизнес-инкубатора важно распространять во всех регионах округа, уверен полпред. Более того, «вы должны развивать интеграцию с технопарками в Иркутске, Новосибирске, Омске и Томске», – считает Виктор Толоконский.
Справка:
Красноярское государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» создано в 2010 году в целях оказания услуг по продвижению инновационных проектов малым инновационно-технологическим компаниям на ранней стадии. Официальное открытие учреждения состоялось в июне 2011 года.
В бизнес-инкубаторе действует центр прототипирования, оснащенный оборудованием для 3D-сканирования и 3D-прототипирования, оснащены офисы для резидентов, сформирован пакет консалтинговых услуг.
Резидентами бизнес-инкубатора являются 68 компаний. Ряд резидентов уже стали участниками Сколково, несколько проектов получили финансирование фонда Бортника. Отдельные проекты за время нахождения в бизнес-инкубаторе произвели конечную доработку инновационного продукта и вышли на первые продажи.