Официальные ресурсы

Внедрение проектного подхода в систему образования позволит раскрыть творческий потенциал будущего управленца – Виктор Толоконский

31 мая 2012 Распечатать
Сегодня полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский провел расширенное заседание Совета по вопросам кадровой политики при полномочном представителе. Участники – заместители руководителей органов исполнительной власти регионов округа, местного самоуправления, главы отраслевых региональных министерств и департаментов, ректоры и преподаватели высших учебных заведений Сибири. Специалисты обсудили вопросы организации практики студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Открывая заседание, Виктор Толоконский подчеркнул важность рассматриваемых вопросов. Так, по словам полпреда, в Сибири при мощном образовательном потенциале социальная и производственная сферы жизнедеятельности малоэффективны. Причина этого – в плохо выстроенной системе управления.
Внедрение проектного подхода в систему образования позволит раскрыть творческий потенциал будущего управленца – Виктор Толоконский
Внедрение проектного подхода в систему образования позволит раскрыть творческий потенциал будущего управленца – Виктор Толоконский

Виктор Толоконский также обратил внимание на то, что «скорость обновления управленческих кадров остается крайне низкой». Поэтому актуальной задачей является совершенствование работы органов государственной власти, «привлечение к работе в них молодых специалистов, которые более адекватны современным условиям и проблемам развития».

Виктор Толоконский считает, что скорость обновления управленческих кадров крайне низкая
Виктор Толоконский считает, что скорость обновления управленческих кадров крайне низкая

«Уровень подготовки квалифицированных кадров для управленческой сферы играет сегодня принципиально важную роль, – считает полпред. – В Сибири развивается система образования управленцев, открываются соответствующие специальности в вузах, формируются научные и методические программы и подходы. Все это говорит о высоком спросе на выпускников направления «Государственное и муниципальное управление». Наша задача – дать возможность талантливым молодым людям получить современное образование».

При подготовке будущих управленцев особо важна практика, подчеркнули участники совещания. 90% всех студентов округа, обучающихся по соответствующему направлению, проходят стажировку в органах власти. «Некачественная организация практики снижает общий уровень подготовки специалиста, – высказал свою точку зрения полномочный представитель. – Поэтому вузы должны развивать и укреплять взаимодействие с органами власти».

По словам Виктора Толоконского, «проведение практики должно решать главную задачу – повышать качество заказа на подготовку кадров». «В скором времени система образования перейдет на персонифицированную, индивидуальную работу с заказчиком по обучению специалиста определенного направления. И здесь практика выступает как форма демонстрации уровня подготовки и организации взаимодействия студент-вуз-заказчик», – так видит будущее управленческого образования полпред.

Специалисты поделились своим опытом организации практик и стажировок студентов. Так, Забайкальский государственный университет делает акцент на прикладном характере дипломных работ. Учащиеся, находясь на практике в органе государственной власти или местного самоуправления, проводят комплексный анализ сельских поселений региона и предлагают планы их развития. Работы студентов касаются вопросов повышения энергоэффективности, внедрения электронного правительства, социальной политики.

Участники расширенного заседания Совета при полномочном представителе по вопросам кадровой политики
Участники расширенного заседания Совета при полномочном представителе по вопросам кадровой политики

В Алтайском крае при некоторых органах государственной власти и местного самоуправления открыты филиалы кафедр университета, на которых проводятся теоретические и практические занятия. Студенты Алтайской академии экономики и права (Алтайский край) имеют две зачетки, одна из которых отражает успешность прохождения практики. В Республике Бурятия подписаны соглашения между правительством региона и вузами, готовящими управленцев, о прохождении практики в республиканских министерствах и ведомствах. В образовательных учреждениях Бурятии открыты бизнес-инкубаторы, откуда отбираются специалисты для работы в управленческой сфере. Томский государственный университет привлекает обучающихся к работе над социальными и научно-исследовательскими проектами в рамках так называемой «дополнительной практики».

В ходе заседания Совета был высказан ряд предложений по совершенствованию организации стажировок студентов. Среди них – заключение долгосрочных договоров с органами власти, проведение стажировок в общественных палатах и советах, участие специалистов, работающих в сфере управления, в проведении занятий в вузах.

Специалисты также отметили роль окружного конкурса проектов развития территорий с участием студенческих команд, вузов и муниципальных образований «Малая Родина». Студенты, участвующие в конкурсе, разрабатывают проекты, направленные на раскрытие и эффективное использование потенциала территорий, формирование их «точек роста» и позитивного имиджа.

Виктор Толоконский выразил уверенность, что «проектный и программный подход, который нужно активнее внедрять в систему образования, – инструмент, который в будущем станет определяющим в сфере управления, позволит раскрыть творческий потенциал студента и в целом повысить качество подготовки специалиста».

По информации, озвученной на заседании, в Сибирском федеральном округе 29 вузов и филиалов высших учебных заведений ведут подготовку специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление». Всего обучается около 4,5 тысячи студентов. Наибольшее их количество – в Сибирском институте – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск), Новосибирском государственном аграрном университете, Байкальском университете экономики и права (Иркутск). За счет средств федерального бюджета обучается около 23% студентов. Доля бюджетников высока в Хакасском государственном университете, Сибирском федеральном университете (Красноярск), государственных университетах в Братске, Омске, Барнауле, Кузбасском государственном техническом университете. Почти 30% выпускников устраиваются на работу в органы государственной власти и местного самоуправления.

None