Так, согласно данным, озвученным на заседании, из 58 пунктов плана мероприятий по реализации Стратегии, утвержденного Правительством РФ в мае 2011 года, срок реализации закончился более чем по 40. В перечень первоочередных инвестиционных проектов в СФО за это время ни один новый проект не вошел и не был исключен, хотя часть из них успешно реализована, от ряда проектов регионы отказались в силу объективных причин.
В ходе подготовки к Совету регионы внесли более 50 предложений, обобщенные данные были представлены на заседании. Как сообщил председатель координационного совета по экономической политике, финансам и инвестициям МА «Сибирское соглашение» Виктор Томенко, условно их можно разделить на три блока. К первому относятся предложения общего характера, предусматривающие институциональные законодательные изменения на федеральном уровне, которые обеспечат приоритетное развитие макрорегиона, в частности, принятие государственной программы по развитию Сибири.
Комментируя этот вопрос, полномочный представитель подчеркнул: «мы будем стараться убедить федеральные ведомства, что Стратегия будет эффективнее реализовываться при наличии федеральной целевой программы развития Сибири». При этом в сложившихся условиях экономики и бюджетных ограничений сложно говорить о создании такой ФЦП, считает полпред. «Но важно принять как базовое решение и обязательный элемент региональной политики, что под стратегию макрорегиона должна быть федеральная целевая программа, где отражены системные, общие для всех регионов задачи и механизмы, – высказал он свое мнение. – Нужно актуализировать отраслевые стратегии, чтобы их программы обязательно содержали раздел, с конкретными мероприятиями, касающимися территорий Сибири».
Второй блок озвученных предложений касался вопросов экономического развития территорий и организации инвестиционной деятельности. Среди них – совершенствование законодательства о предоставлении налоговых льгот как на федеральном уровне, так и расширение возможностей регионов по предоставлению льгот в части отчислений в бюджеты субъектов Федерации для инвесторов приоритетных проектов. Третий блок – обеспечение социальной привлекательности территорий Сибири, преодоление негативных тенденций снижения численности и закрепление населения.
Виктор Толоконский убежден: необходимо создание во многом новой системы стимулирования инвесторов и регионов к развитию инвестиционного процесса. «Нужно более рационально построить налоговую систему. Если мы, например, не передадим субъектам Федерации в обмен на прибыль часть налога на добавленную стоимость, у них не будет серьезных стимулов для активной инвестполитики», – пояснил полпред. Он привел пример Красноярского края, который прирастает по налоговому потенциалу более чем на 200 миллиардов рублей, а в свой бюджет получает прирост в 2 миллиарда.
Полномочный представитель также отметил – не все прозвучавшие предложения актуальны для каждого региона Сибири: «по сравнению с другими округами у нас наиболее высокая дифференциация между регионами. Поэтому и подходы к развитию макрорегиона должны быть дифференцированными». По мнению полпреда, в ряде территорий округа можно применять опыт Дальнего Востока и байкальских регионов, где особые налоговые режимы распространяются на весь регион. В регионах Сибири с более мощной экономикой – активнее использовать механизм создания особых экономических зон внутри субъекта Федерации.
Среди других тем, которые обсудили в ходе заседания, – механизмы финансового обеспечения проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В том числе, отмечен положительный опыт применения принципа ГЧП в системе здравоохранения регионов округа.
Еще одним вопросом в повестке заседания стало обсуждение наркоситуации в субъектах Федерации округа за 2012 год по результатам проведенного мониторинга реализации системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ. По информации специалистов, за отчетный период отмечается улучшение контрольных показателей. Виктор Толоконский подчеркнул: несмотря на положительную динамику, крайне важно не снижать внимания к этим проблемам, продолжать активную профилактическую работу с молодежью.
В завершение заседания полномочный представитель сообщил, что итоговое решение Совета будет доработано с учетом поступивших в ходе обсуждения предложений. В частности, протокольное решение предполагает не только актуализацию мероприятий Стратегии развития Сибири, но и продление срока ее действия до 2030 года.