Развитие образования – безусловный приоритет для Сибири, напомнил полпред. Он отметил, что сегодня активно ведутся преобразования в сфере подготовки педагогических кадров, вводятся новые стандарты, развивается прикладной бакалавриат, где акцент делается на организации практики. «Это предполагает обновление всей системы подготовки. В то же время усиление ориентации на практическую работу студентов уже в ходе обучения в вузе не должно снижать значение и уровень фундаментального теоретического образования», – считает полномочный представитель. Учитель, прежде всего, носитель новой культуры и должен обладать широкими знаниями в разных сферах жизни, убежден Виктор Толоконский.
Участники встречи подняли вопрос о важности повышения престижа работы учителя для привлечения молодежи в профессию. В настоящее время проблемой становится старение кадров, а приток новых молодых специалистов в школы пока идет достаточно медленно. Одно из прозвучавших предложений – создать на базе школ и гимназий специализированные классы педагогического образования по примеру физико-математических спецклассов в Новосибирской области. Успешным, по мнению экспертов, может быть опыт наставничества, когда адаптироваться к работе в школе выпускнику-педагогу помогают одновременно преподаватель-наставник из вуза и опытный учитель в школе.
Полномочный представитель особо подчеркнул важность интеграции между всеми учреждениями образования в целом и обмена лучшими практиками, это позволит повысить качество педагогического образования: вуз заинтересован в приеме школьников с высоким уровнем знаний, а школа – в получении по окончании университета квалифицированных педагогов, которые способны дать такие знания своим ученикам.
Виктор Толоконский также призвал активнее проводить работу по совершенствованию педагогического образования и развитию общеобразовательной школы. «Образование закладывает основу для сохранения и развития конкурентоспособности России в целом и Сибири как макрорегиона. Важно сегодня ориентировать государство и общество на скорейшее освоение новых технологических укладов и способов производства, укрепляя наши преимущества и возможности социального развития за счет хорошего образования и современной науки», – подчеркнул он. В частности, необходимо большое внимание уделять популяризации естественнонаучного и инженерного образования.
Помимо этого в рамках круглого стола речь шла о применении инновационных методов в области подготовки и переподготовки учителей, проблемах сокращения бюджетного набора в педагогических вузах, разработке новых методических материалов.