Как отметил Игорь Левитин, Россия обладает самой крупной воднотранспортной системой, которая оказывает существенное влияние на размещение производства, населения, развитие промышленности и сельского хозяйства. А для Сибири, по его словам, развитие водных внутренних путей является важным элементом жизнедеятельности населения.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин подчеркнул, что в условиях низкой плотности автомобильных и железных дорог, особенно в северных направлениях, успешная работа водных путей является важным фактором экономического развития Сибири.
По словам полпреда, в большинстве российских регионов проблемы,
связанные с использованием внутренних водных путей, имеют схожий характер:
ухудшение условий судоходства, старение флота, плохое состояние портовой
инфраструктуры. Одной из ключевых проблем, без решения которой невозможно
раскрыть потенциал водного транспорта, считает полномочный представитель, является
старение кадров. А неконкурентная зарплата в отрасли приводит к слабой
мотивации работников. «Утратив преемственность поколений, мы рискуем получить
кадровый провал и потерять накопленный профессиональный опыт», – сказал Николай
Рогожкин.
Всего в России по состоянию на 1 января 2016 года протяженность внутренних водных путей составляет 101 662 км, в том числе на территории Сибирского федерального округа – 25 688 км.
В последние десятилетия наблюдается существенное снижение грузооборота и пассажиропотока по внутренним водным путям. При этом конкурентное преимущество перевозки речным транспортом на фоне повышения тарифов на перевозку по автомагистралям и их загруженности возрастает.
Кроме того, протяженность внутренних водных путей практически во всех регионах значительно превышает протяженность железных дорог общего пользования – например, в Красноярском крае – в 3,7 раза, в Иркутской области – в 3,3 раза.
Как отметил полномочный представитель, перераспределение
грузопотоков с наземного на водный транспорт является сегодня одной из главных
задач. «Важно стимулировать грузоотправителей использовать внутренние водные
пути», – считает полпред. Положительным примером является проект перевозки
щебня в Алтайском крае по реке, что позволило освободить автомобильную дорогу
на основном туристическом направлении.
В ходе совещания был выделен ряд трудностей, связанных с использованием водных путей. Так, значительное влияние на судоходные условия оказывает маловодность и обмеление рек. Существенное снижение водности в течение последних 20 лет произошло в бассейнах Дона, Верхней Оби и Иртыша. Как было отмечено, для решения проблем, препятствующих развитию речных перевозок, нужно учитывать зарубежный опыт управления внутренним водным транспортом и использовать механизмы государственной поддержки.