Официальные ресурсы

В Новосибирске состоялось заседание рабочей группы Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей

27 мая 2016 Распечатать
Сегодня в г. Новосибирске состоялось второе заседание рабочей группы по подготовке президиума Государственного совета о развитии внутренних водных путей в Российской Федерации, которое провел помощник Президента, секретарь Государственного совета Игорь Левитин.
Заседание рабочей группы Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей
Заседание рабочей группы Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей

Как отметил Игорь Левитин, Россия обладает самой крупной воднотранспортной системой, которая оказывает существенное влияние на размещение производства, населения, развитие промышленности и сельского хозяйства. А для Сибири, по его словам, развитие водных внутренних путей является важным элементом жизнедеятельности населения.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин подчеркнул, что в условиях низкой плотности автомобильных и железных дорог, особенно в северных направлениях, успешная работа водных путей является важным фактором экономического развития Сибири.

По словам полпреда, в большинстве российских регионов проблемы, связанные с использованием внутренних водных путей, имеют схожий характер: ухудшение условий судоходства, старение флота, плохое состояние портовой инфраструктуры. Одной из ключевых проблем, без решения которой невозможно раскрыть потенциал водного транспорта, считает полномочный представитель, является старение кадров. А неконкурентная зарплата в отрасли приводит к слабой мотивации работников. «Утратив преемственность поколений, мы рискуем получить кадровый провал и потерять накопленный профессиональный опыт», – сказал Николай Рогожкин.

Заседание рабочей группы Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей
Заседание рабочей группы Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей

Всего в России по состоянию на 1 января 2016 года протяженность внутренних водных путей составляет 101 662 км, в том числе на территории Сибирского федерального округа – 25 688 км.

В последние десятилетия наблюдается существенное снижение грузооборота и пассажиропотока по внутренним водным путям. При этом конкурентное преимущество перевозки речным транспортом на фоне повышения тарифов на перевозку по автомагистралям и их загруженности возрастает.

Кроме того, протяженность внутренних водных путей практически во всех регионах значительно превышает протяженность железных дорог общего пользования – например, в Красноярском крае – в 3,7 раза, в Иркутской области – в 3,3 раза.

Как отметил полномочный представитель, перераспределение грузопотоков с наземного на водный транспорт является сегодня одной из главных задач. «Важно стимулировать грузоотправителей использовать внутренние водные пути», – считает полпред. Положительным примером является проект перевозки щебня в Алтайском крае по реке, что позволило освободить автомобильную дорогу на основном туристическом направлении.

Участники заседания
Участники заседания

В ходе совещания был выделен ряд трудностей, связанных с использованием водных путей. Так, значительное влияние на судоходные условия оказывает маловодность и обмеление рек. Существенное снижение водности в течение последних 20 лет произошло в бассейнах Дона, Верхней Оби и Иртыша. Как было отмечено, для решения проблем, препятствующих развитию речных перевозок, нужно учитывать зарубежный опыт управления внутренним водным транспортом и использовать механизмы государственной поддержки.