«В целом поставленные перед органами власти, подразделениями МЧС задачи по подготовке к пожароопасному сезону, а также его прохождению были выполнены. Количество и площади пожаров в округе, несмотря на сухую и ветреную погоду, установившуюся в ряде регионов, не превышают многолетних среднегодовых значений», – отметил Сергей Меняйло. Однако в ряде территорий существовали риски перехода огня на населённые пункты, сообщил полпред.
По данным Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, с начала пожароопасного сезона в округе было зафиксировано 1018 лесных пожаров на площади 138,6 тысяч гектаров. Особые противопожарные режимы введены на всей территории республик Алтай, Бурятия, Забайкальского края, Новосибирской, Омской областей, в 25 муниципальных районах Иркутской области и в 41 муниципальном районе Красноярского края. Режим «Чрезвычайная ситуация» действует на всей территории Забайкальского края.
В числе проблемных вопросов, решение которых требует дополнительных усилий, полномочный представитель назвал негативную тенденцию развития лесопожарной обстановки в Забайкальском крае – на регион приходится около 50% пожаров и 97% площадей, пройденных огнём в Сибири. Показатели превышают среднегодовые значения, а также данные предыдущего года. Также, на сегодняшний день Забайкальский край и Иркутская область признаны ограничено готовыми к пожароопасному сезону 2018 года.
Несмотря на общую положительную динамику, в ряде регионов наблюдается недопустимо низкая оперативность тушения пожаров. «Это говорит о недостаточном качестве организации мониторинга ситуации на местах и оповещении о возгораниях», – сказал полпред. Полномочный представитель также обратил внимание на то, что одна из основных причин возникновения пожаров – это человеческий фактор. По оценкам специалистов, от 50 до 80% возгораний в Сибири происходят по этой причине.
По прогнозам специалистов, на некоторых территориях регионов округа в мае-июне будет наблюдаться повышение классов пожарной опасности. В этих условиях необходимо усилить разъяснительную работу с местным населением, в том числе привлекая добровольцев. Также следует ужесточить контроль за исполнением режимов ограничений доступа граждан в леса, и в целом за соблюдением норм пожарной безопасности, проводить регулярное патрулирование лесных массивов.
Для повышения эффективности контроля и надзора за пожарной безопасностью в лесах важно установить непрерывное взаимодействие органов местного самоуправления, подразделений МЧС России, МВД России, лесничих, считает Сергей Меняйло. В частности, пристальное внимание должно уделяться проведению превентивных и практических мероприятий в населённых пунктах, которые граничат с лесными участками. На территории регионов округа их насчитывается около 2 тысяч.
«Мы ни в коем случае не должны допустить повторения ситуации весны 2017 года, когда массовые природные и бытовые пожары охватили 25 населенных пунктов в трёх регионах округа. Для этого следует выстроить системную работу по выявлению и дальнейшему устранению недостатков в деятельности по обеспечению пожарной безопасности», – подчеркнул полномочный представитель главы государства.
Второй вопрос, который обсудили участники заседания, – прохождение паводкоопасного периода. По представленной информации, в регионах округа продолжается активная фаза весеннего половодья, вскрытие рек ото льда фиксируется в северных территориях Красноярского края, Иркутской и Томской областей. Всего в ходе половодья 2018 года на территории 9 субъектов Федерации округа было подтоплено более 3,5 тысяч жилых домов, 9 тысяч придомовых территорий, нарушены условия жизнедеятельности 19,5 тысячи человек. Превентивные мероприятия по разрушению ледового покрытия позволили сократить прогнозируемое число пострадавших от паводка граждан в 9 раз.
В ходе совещания был озвучен прогноз дальнейшего прохождения паводка – по оценке специалистов, при совпадении ряда факторов в зону подтопления могут попасть населенные пункты Республики Алтай и Алтайского края. «Необходимо еще раз проанализировать обстановку, учитывая самые негативные сценарии, уточнить готовность сил и средств, систем оповещения, определить промышленные, социальные объекты, количество граждан, которые могут попасть в зоны подтопления. Также должен проводиться непрерывный мониторинг гидрологической обстановки», – подчеркнул Сергей Меняйло.