Два месяца назад полномочным представителем президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе стал Виктор Толоконский. О первых впечатлениях на новой должности, основных приоритетах в деятельности и планах полномочный представитель рассказал в первом эксклюзивном интервью руководителям изданий, входящих в Издательский дом «Сибирь-Пресс».
— Виктор Александрович, вы как губернатор Новосибирской области и раньше
бывали в других регионах СФО. Насколько сильно отличается взгляд губернатора от
взгляда полномочного представителя президента РФ в СФО на проблемы округа?
— Одни регионы Сибирского федерального округа мне более знакомы, в некоторых я
никогда не был. Поэтому при всей моей занятости в Новосибирске и Москве я
практически каждую неделю стараюсь посетить тот или иной регион. Я уже дважды
побывал в Алтайском крае. Первая поездка была в село Николаевка на границе с
Казахстаном, где пожар уничтожил 240 домов, без жилья осталось больше тысячи
человек. Вторая — это знакомство с реализацией проектов туристско-рекреационных
зон в Республике Алтай и Алтайском крае.
В Бурятии проводил заседание Совета при полномочном представителе. Насыщенная
программа Совета не позволила побывать на системообразующих предприятиях
республики. Но я восполню этот пробел в следующий приезд. Был в Томске. В
ближайшее время запланированы поездки в Омск, Бурятию, Забайкальский край и
Кузбасс. Очень надеюсь, что до конца года состоится мое знакомство со всеми
субъектами Федерации Сибирского федерального округа.
Когда я был губернатором, то при посещении регионов прежде всего мне был
интересен опыт, который можно было перенять. Теперь мне важнее понять, каковы
отношения у губернатора с депутатским корпусом, как взаимодействует
администрация субъекта Федерации с органами местного самоуправления, какие
напряженные моменты есть в этих отношениях.
Безусловно, сегодня я имею гораздо больше информации о положении дел в регионах.
Мне готовят аналитические записки, статистические данные, другую информацию.
Когда я погружаюсь в ту или иную проблематику, мне важно определить свое место в
укреплении взаимодействия региона с федеральным центром, сформировать систему
совместной работы, чтобы поддержать регион в его инициативах, в которых могут
участвовать федеральные ведомства. С другой стороны, нет такого региона, где не
было бы принципиальной заинтересованности федеральных структур в реализации
общероссийских программ. У меня как полномочного представителя президента в СФО
сегодня уже сильнее ощущение своей личной ответственности за дела во всех
регионах округа.
— Что поразило при знакомстве с регионами?
— Я не стремлюсь посетить как можно больше объектов. Сегодня главное — увидеть
ключевые направления развития каждого региона. Например, для Омска принципиально
важен проект развития аэропорта, в котором участвуют федеральное правительство и
региональная власть. Практически во всех регионах стараюсь встречаться с научной
общественностью. Убежден, что развитие образования, науки, культуры нужно любому
субъекту Федерации. Это повышает их конкурентоспособность. В Республике Бурятии
присутствовал на совете ректоров аграрных институтов Сибири и Дальнего Востока.
В этом регионе ощущается вкус к науке, образованию, есть интересные научные
коллективы. Очень важно поддержать это направление.
Кроме того, я встречаюсь с депутатами, руководителями правоохранительного блока
субъекта Федерации. Мне надо познакомиться с работой главного федерального
инспектора. Обязательно провожу совещание, в котором участвуют руководители
органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, в ходе
рабочей поездки в регион в первую очередь знакомлюсь с руководителями,
ответственными за те или иные приоритетные направления развития.
— Недавно у премьер-министра Владимира Путина прошло совещание по реализации
первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе. Можно ли
узнать, о каких проектах шла речь?
— Региональная экономическая политика активизируется. На совещании было
подчеркнуто, что Министерство регионального развития будет обеспечивать
координацию деятельности по комплексному развитию федеральных округов. Более
того, есть поручение по формированию правительственной комиссии, которая будет в
постоянном режиме обеспечивать координацию выполнения всех программ, заложенных
в Стратегию развития Сибири.
В стратегии выделено в качестве важнейших 27 проектов и программ. На совещании
рассматривались наиболее крупные. Основная цель — конкретизировать и принять
необходимые управленческие решения по реализации ряда ведущих проектов.
Разговор с участием всех федеральных ведомств и частных инвесторов был вполне
предметный — эти проекты реализуются на принципах государственно-частного
партнерства. Рассматривались проекты, входящие в программу развития Нижнего
Приангарья, прежде всего ввод мощностей Богучанской ГЭС. Здесь есть некоторые
вопросы, требующие дополнительного согласования, — они касаются территории
затопления. Были конкретизированы задачи, председатель правительства сделал
соответствующие поручения.
Очень важно синхронизировать ввод мощности по выработке электроэнергии с вводом
производственных мощностей крупных потребителей. В рамках проекта «Нижнее
Приангарье» строится крупный металлургический комплекс по производству алюминия.
Основными участниками проекта являются «РусГидро» и РУСАЛ. И на совещании было
заявлено, что Банк развития, Внешэкономбанк подготовили все решения для
выделения на этот проект более 50 млрд рублей. Руководители РУСАЛа подтвердили,
что успеют подготовить производственные мощности к введению в действие
электростанции.
Рассматривался проект развития инфраструктуры для строительства
горно-обогатительных комбинатов в Забайкальском крае. Эта территория требует
особого внимания. В крае практически построена железная дорога. «Норильский
никель» подтвердил, что в 2011 году он выделяет все необходимые ресурсы (они
заложены в бюджет), чтобы вести строительство горно-обогатительных комбинатов.
Важный проект — строительство железной дороги Кызыл–Курагино в Республике Тыва.
Транспортная магистраль необходима, чтобы освоить огромные месторождения
коксующихся углей. Лицензии на разработку месторождений получили Енисейская
промышленная компания, «Северсталь», Evraz Group S. A. Речь идет о добыче
десятков миллионов тонн. Затраты на строительство железной дороги пока
оцениваются в 130 млрд рублей, из которых 49 млрд выделяет федеральный бюджет и
80 млрд должны привлечь частные инвесторы. Это очень большие деньги, и их
непросто мобилизовать. Но без этой железной дороги рассчитывать на развитие Тывы
трудно. Ее уже называют «дорогой жизни».
Кроме развития угольной отрасли, наличие железной дороги в целом сделает регион
привлекательным, создаст новые условия для развития. Принципиально важно для
Сибири и для Дальнего Востока еще и то, что одновременно с этим проектом
рассматривается задача развития основного Транссиба с целью серьезного
увеличения грузопотока.
Рассматривались проекты, связанные с развитием туристско-рекреационных зон в
четырех субъектах: Алтайском крае, Республике Алтай, Иркутской области и Бурятии.
С докладом выступал замминистра экономического развития Олег Савельев. По
оценкам министерства, достаточно успешно идет реализация проекта в Алтайском
крае.
В ходе рабочей поездки в Республику Алтай я осматривал взлетно-посадочную полосу
в аэропорту в Горно-Алтайске. Думаю, что в 2011 году это будет современный,
готовый принимать все среднемагистральные самолеты аэропорт. В Алтайском крае
идет активное строительство инфраструктуры. Есть уже объекты частных инвесторов:
гостиницы, сервисные объекты. Думаю, когда будет решен вопрос подводки
природного газа, дороги, будет пущен мост через Катунь (приближенный к
Горно-Алтайску и аэропорту) — этот проект станет еще более привлекательным для
частных инвесторов.
— Среди этих проектов есть и Северный объезд вокруг Новосибирска. Этот проект
действительно более приоритетный, чем, например, строительство третьего моста
через Обь?
— На совещании шла речь о федеральных проектах, в первую очередь значимых для
сибирских регионов. Конечно, объезд Новосибирска — это принципиальная задача.
Объездная дорога — это еще один уже построенный мост. Таким образом, мы сняли
зависимость от двух мостов, расположенных в Новосибирске.
Я начинал свою работу губернатором с трех проектов: Северный объезд, вторая
взлетно-посадочная полоса и реконструкция оперного театра. Без Северного объезда
уже сегодня город остановился бы. Без второй ВПП мы рисковали оставить город
совсем без развития, потому что в какой-то момент все равно полосу надо было бы
ремонтировать, а это задача не одного месяца и даже не года. А прервать полеты
даже на несколько дней — это уже огромная потеря для Новосибирска.
Мы все делали одновременно — объезд, взлетно-посадочную полосу, реконструировали
оперный театр. Тогда еще многие элементарные задачи не были решены. Например,
вовремя зарплату не платили. Но я был уверен, что должны быть проекты, которые
укрепляют веру граждан в свои силы, в силу государства.
— Как выстраиваются ваши отношения с бывшими коллегами-губернаторами?
— Я стараюсь сформировать свой стиль работы. Для этого регулярно провожу
видеоконференции с руководителями регионов. Так быстрее можно почувствовать
обстановку на местах, по каким-то направлениям скорректировать задачи. Регулярно
общаюсь по телефону по конкретным текущим вопросам.
Я хорошо понимаю, что не может быть универсальных решений. У каждой территории
есть свои особенности, которые определяют тот или иной стиль работы, взгляд на
решение многих проблем. Я не стремлюсь подменять региональные власти — это не
наша задача. Субъекты Федерации должны быть максимально самостоятельными в
выборе решений.
Другое дело, что я с первого дня должен был подчеркнуть: что у меня есть
понимание, как мы должны повышать качество управления. Я не хочу что-то
торопливо менять или ломать. Но в то же время я должен давать сигнал, как, на
мой взгляд, надо поступать в том или ином случае, каким должно быть
взаимодействие с федеральным центром, какие есть неиспользованные резервы и в
чем я должен помочь, принять участие, чтобы повысить качество управления.
— Ваше мнение о том или ином губернаторе может повлиять на их карьерное
будущее?
— Моя задача — всегда видеть и понимать сильные стороны того или иного
губернатора. А если в чем-то я вижу недостатки и недоработки, то гораздо
продуктивнее что-то подсказать, что-то обсудить, помочь усилить какое-либо
направление работы. Понимать свою миссию как наблюдение и формирование мнения,
на мой взгляд, неправильно. А вот поддержать, подключиться к решению важнейших
задач, оказать содействие в интеграции усилий федеральных и региональных
структур, не допустить разрыва между ними — это в моей компетенции.
— Виктор Александрович, если коснуться Новосибирской области, то когда вы
уходили с поста губернатора, были ли с Василием Алексеевичем Юрченко (ныне
губернатор Новосибирской области. — «КС») какие-то договоренности о сохранении
команды, которая досталась от вас в наследство? Разочарованы ли вы тем, что
Юрченко предложил на пост председателя Законодательного собрания Ивана Мороза (бывший
управляющий Новосибирским отделением Пенсионного фонда. — «КС»), который никогда
не был человеком вашей команды; что не попал в министры Олег Агеев (экс-министр
здравоохранения правительства области. — «КС»)?
— Никаких напутствий я Василию Юрченко не делал. Я понимаю, что каждый
руководитель должен обладать свободой подбора людей, с которыми ему работать. Я
осознавал, что у Василия Алексеевича подходы к управленческой деятельности и к
развитию региона будут обновлены. Это нормально. Мне важно было, чтобы это
обновление базировалось на адекватной преемственности, чтобы время не тратилось
впустую. Но обновление неизбежно и необходимо — это совершенно точно. Я это
понимал и сам этот процесс запустил, перейдя на структуру правительства. Кстати,
Юрченко был участником этого процесса. Поэтому сказать, что меня удивили или
насторожили кадровые решения новосибирского губернатора, нельзя. Правда, я
сторонник того, что нужно уметь так обновлять структуры, чтобы люди не были
потеряны.
Что касается обновления в Законодательном собрании, это тоже было во многом
предопределено и временем, и результатами выборов. Хотя тоже, может быть, я
сделал бы это в более эволюционной форме. Очевидно, что причины низкой
активности избирателей в области на выборах более глубокие, чем просто
недоработки штаба, который возглавлял Алексей Акимович Беспаликов (экс-спикер
регионального парламента. — «КС»).
Если говорить об Иване Григорьевиче Морозе, то хочу подчеркнуть, что никогда не
делил людей на своих и чужих. Я много раз общался с Морозом в качестве депутата
облсовета. У нас никогда не было с ним каких-то разногласий и непонимания. Он
один из немногих людей, кого я считаю социально и политически активным человеком,
своим единомышленником.
— В одном из интервью, еще будучи губернатором, вы признались, что вам трудно
справиться с синдромом мэра. Существует ли синдром губернатора? Оставив пост
главы региона, сложно ли вам подавить в себе желание дать управленческий совет
Юрченко?
— Сложно. Синдром губернатора еще сохраняется. Конечно, это не совсем правильно.
Впрочем, я долгое время не мог преодолеть синдром мэра, но это не мешало нам с
Городецким (Владимир Городецкий — мэр Новосибирска. — «КС») взаимодействовать,
не создавало каких-то психологических неудобств. Мы постоянно общались.
Я думаю, мне хватит разума, чтобы не вмешиваться. Ко мне сегодня приходит много
обращений и от граждан, и от хозяйствующих субъектов. И я стараюсь действовать
как полномочный представитель президента, а не как губернатор. Пишу обращение
главе региона и прошу обратить внимание на проблему, принять решение, оставляя
ему полную свободу выбора — согласиться с моей рекомендацией или выбрать свое
решение.
Понятно, что могут возникнуть какие-то ситуации и процессы, которые будут
по-разному восприниматься мной и губернатором Новосибирской области. Но
совершенно точно, что определяющей должна быть позиция губернатора. И он должен
чувствовать и понимать свою свободу как в принятии решений, так и в понимании
своей ответственности за их последствия.
Глава государства, ставя передо мной задачи, сделал акцент на том, что на уровне
полномочного представителя нужен мой опыт губернатора. Это было для меня во
многом определяющим аргументом при принятии решения о переходе на другую
должность.
И все же мне очень близки и дороги свойственные губернатору формы работы. Я
непросто преодолеваю в себе, например, традицию сразу принимать решение.
Губернатор на личном приеме может снять телефонную трубку и сказать: «Завтра
делаем то-то и то-то» или «Подготовьте распоряжение или поправки в бюджет».
Сейчас возможностей принимать решения не меньше, а в чем-то даже и больше, но
требуется определенное время, потому что необходимо задействовать другие
управленческие структуры.
— Вы останетесь членом президиума новосибирского регионального отделения
партии «Единой России»? Как будут выстраиваться взаимоотношения с другими
политическими силами?
— Вероятнее всего, на очередной конференции я попрошу вывести меня из состава
президиума. Однако я остаюсь членом партии. От своих убеждений, от товарищей и
друзей я не отказываюсь. Но моя сегодняшняя работа исключает активную
политическую деятельность в одном регионе.
Я открыт для всех политических инициатив. Если у кого-то есть желание
посоветоваться, донести свои предложения, то я готов встретиться и обсудить.
— Продолжите патронировать хоккейный клуб «Сибирь»?
— Я остаюсь болельщиком. И могу заверить, что всегда буду болеть за
новосибирские команды, будь то хоккей или футбол, хоккей с мячом или волейбол.
На стадионе я погружаюсь в особую спортивную атмосферу — это дает энергию,
будоражит эмоции. Я убежден: чем больше у человека сильных увлечений, тем
сильнее он в своей профессиональной деятельности.