Официальные ресурсы

Виктор Толоконский: раньше был гостем, сегодня советчик

17 ноября 2010 Распечатать
«Аргументы и Факты на Оби» от 17 ноября 2010 года, Метелева Инна

Сибирь переходит к реальным проектам

Прошло почти два месяца после назначения Виктора Толоконского полномочным представителем президента в СФО. Впервые после этого он встретился с редакцией «АиФ Сибирь» и рассказал о том, как складывается работа в новой должности.

Мосты отношений

– Виктор Александрович, в качестве главы области вы побывали во многих регионах федерального округа, а сейчас посещаете их в новой роли. Изменилось ли что-то в ваших представлениях?

– Конечно, психология восприятия других территорий Сибири стала иной. Раньше во время поездок я был гостем: мне был интересен опыт того или иного региона в решении проблем. Сегодня же важнее почувствовать отношения между людьми, между ветвями власти на территории. Например, как губернатор контактирует с депутатским корпусом, с органами местного самоуправления.

Моя задача – укрепить взаимоотношения региона и федерального центра. Я должен сформировать целую систему совместной взаимной работы, чтобы поддержать регион в его инициативах и программах, в которых участвуют федеральные ведомства. Поэтому сейчас ощущение личной причастности и ответственности за дела в регионе гораздо сильнее.

– В июле была принята Стратегия развития Сибири до 2020 года. Недавно вы участвовали в совещании у премьер-министра по реализации инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе. Означает ли это начало нового этапа в развитии Сибири?

– Помимо Стратегии развития Сибири, в правительстве РФ утвержден список приоритетных инвестиционных проектов. Всего их 27. Это комплексные инвестиционные проекты, которые затрагивают и несколько отраслей, и несколько регионов. Это также крупные проекты освоения месторождений, развития промышленных производств, сельского хозяйства, инновационной и туристической сферы и другие.

На совещании в правительстве рассматривались вопросы развития Нижнего Приангарья, формирования транспортной инфраструктуры для развития горно-обогатительных производств в Забайкальском крае, строительства железной дороги в Республику Тыва. Также обсуждался вопрос функционирования в Сибири особых экономических зон туристско-рекреационного типа, которые расположены в Алтайский крае, Республике Алтай и Бурятии, Иркутской области.

Эти проекты находятся на разной степени готовности. Чтобы ускорить их реализацию и получить максимальный эффект, сейчас очень важно синхронизировать усилия федерального центра, органов власти субъектов Федерации и регионов. Именно об этом говорилось на совещании в правительстве, именно в этом мы видим свою задачу в Сибирском федеральном округе.

Инвестиции в духовность

– На недавнем совещании у председателя правительства Владимира Путина одним из значимых дорожных проектов был назван Северный объезд Новосибирска. Еще на заре своей губернаторской карьеры вы говорили о его перспективности. Действительно ли Северный объезд важнее для нашего города, чем третий мост?

– На самом деле, объездная дорога – это уже один построенный мост. Начиная свою работу в качестве губернатора, я понимал, что без Северного объезда все движение Новосибирска сегодня было бы парализовано. Однако многие тогда считали, что лучше построить что-нибудь в центре города. Кстати, приступал я не только с этого проекта. На тот момент я также ставил задачи по строительству второй полосы аэропорта и реконструкции оперного театра. Тогда, в девяностые годы, когда количество полетов сократилось, многие уверяли, что первая полоса не перегружена. А я понимал, что в будущем мы рискуем вообще оставить город без воздушного сообщения: вдруг полосу нужно будет ремонтировать, тогда полеты придется прервать. Причем не на месяцы – на годы! Что касается оперного театра, то тогда я говорил, что кроме инфраструктурных проектов должны быть такие, которые укрепляют веру людей в свое государство. В этом отношении ремонт оперного театра – это мощная инвестиция в духовность.

– Виктор Александрович, вернемся к вашей новой должности. Какие, на ваш взгляд, могут быть перестановки в губернаторских креслах региона? Например, в Кемеровской и Омской областях? Будут ли в таких случаях проводиться с вами консультации со стороны администрации президента?

– Не думаю, что сейчас важнее всего перестановки. Что касается меня, то я должен всегда видеть, понимать и транслировать сильные стороны того или иного губернатора. Если же я вижу какие-то недостатки в его работе, то должен подсказать ему варианты решения проблем либо поддержать и усилить его начинания. Формировать же мнение о главах – не моя роль, тем более что президент отлично осведомлен о том, что происходит в регионах. Он знает все сильные и слабые стороны руководителей, и в этом случае еще одно око ему не нужно.

От синдрома мэра к синдрому губернатора?

– Как-то, будучи губернатором, вы сказали, что с трудом подавляете в себе градоначальника. Есть ли желание сегодня дать совет Василию Юрченко?

– Действительно, за десять с половиной лет работы в кресле губернатора я так и не смог преодолеть в себе синдром мэра. Однако это не мешало нашему взаимодействию с Владимиром Городецким. Что касается области, то сегодня мне приходит масса обращений от ее жителей. Однако при рассмотрении всех вопросов я действую исключительно как полномочный представитель президента, а не как губернатор. Я пишу главе области обращение с просьбой принять необходимые меры, но при этом даю ему полную свободу действий. Соглашаться с моей рекомендацией или нет – это его решение. Но с учетом того, что я хорошо знаю проблемы области и представляю факторы ее развития, мне бы хотелось по-прежнему оставаться полезным для региона.

– Виктор Александрович, обычно после кардинальных жизненных изменений у человека возникает чувство утраты чего-то важного. Какие мысли по этому поводу посещают вас?

– Скучаю по людям, с которыми проработал продолжительный отрезок времени.

– Насколько вы в настоящее время вольны планировать свою деятельность?

– В формировании графика работы моя степень свободы никак не меньше, чем у губернатора. Поэтому и задачи моих сотрудников по планированию намного сложнее. Есть принципиальное отличие от должности главы региона – степень публичности. В должности губернатора публичность во многом диктует особенности рабочего графика. Сегодня же я выбираю те вопросы, которые считаю важными не с точки зрения публичного эффекта, а принципиальными для повышения качества управления.

– По-прежнему приходится работать по выходным?

– Характер не изменишь. Как и раньше, придерживаюсь традиции, что выходных нет и праздников тоже.

None