В этом году сибирская экономика миновала острую фазу кризиса. Теперь задача государства – обеспечить поступательное развитие, основанное на модернизации производственных процессов. По мнению полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, решить эту задачу можно только на основе тесной интеграции регионов и объединении их потенциала.
- Виктор Александрович, как вы считаете - все ли регионы Сибири благополучно пережили последствия экономического кризиса?
- Двенадцать регионов Сибирского федерального округа (СФО) отличаются по экономическому потенциалу, отраслевой структуре, темпам роста и развития. В целом я не могу сказать, что какие-то регионы сверхэффективно преодолели кризисные явления, а какие-то - «провалились» по всем экономическим показателям. В условиях кризиса спад больше коснулся тех отраслей, которые связаны с добычей природных ресурсов, металлургией и машиностроением.
Сигналом к тому, что у нас все еще не так благополучно, служит снижение объемов жилищного строительства, которое наблюдается в большинстве регионов. В этом году жилья будет построено меньше, чем в докризисный период. Восстановление темпов инвестиционного процесса сейчас идет, но могу сказать, что нынешние объемы инвестиций не соответствуют потенциалу развития и задачам, которые стоят перед территориями.
В тех субъектах федерации, где мне удалось побывать с момента моего назначения на должность полномочного представителя, мы говорили о необходимости ускорения темпов экономического роста, о создании более эффективных условий для инвесторов и о совершенствовании среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку они являются важным сектором экономики в каждом регионе. На это сегодня ориентированы руководители регионов и аппарат полпреда президента.
- Какие инфраструктурные объекты, сданные в этом году, будут играть важную роль в развитии всего округа?
- В каждом субъекте их достаточно. Это и реконструкция действующих промышленных комплексов, ввод новых мощностей, строительство и ремонт автомобильных дорог, железнодорожных станций, вокзалов, аэропортов. Вот лишь некоторые из наиболее крупных и значимых: почти в одно время сданы в эксплуатацию автомобильная дорога «Чита – Хабаровск» и вторая взлетно-посадочная полоса в новосибирском аэропорту Толмачево, который имеет особое значение не только для развития Сибири, но и всей России. Для Новосибирска важно продолжение строительства основных дорожных магистралей, Северного объезда. В центральной части мегаполиса началось возведение нового моста. И, как говорится, точка возврата уже пройдена, поэтому сомнений в том, что третий мост через реку Обь будет построен, нет никаких.
Продолжается реализация таких крупных проектов как комплексная реконструкция участка железной дороги «Карымская – Забайкальск», строительство железнодорожной линии «Карабула – Ярки» (Красноярский край), реконструкция автомобильной дороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян».
С большим интересом я ознакомился с уже сданными объектами туристско-рекреационных зон Алтайского края и Республики Алтай. Это новые дороги и мост через реку Катунь. Там же возводится современная гостинично-сервисная структура, инженерные коммуникации, обеспечивающие развитие туризма в этих зонах. Практически готова новая полоса в качественно обновленном аэропорту Горно-Алтайска. Благодаря этому он сможет принимать все среднемагистральные самолеты.
Одним из важнейших итогов года считаю утверждение правительством России Стратегии социально-экономического развития Сибири, над которой работала группа ученых и аппарат полпреда во главе с моим предшественником Анатолием Квашниным. Стратегия – не просто документ, содержащий набор целей, индикаторов роста и подчеркивающий особую геополитическую роль сибирских регионов, а вполне проработанные проекты, реализация которых уже идет. Это и ввод мощностей Богучанской ГЭС, и программа развития Нижнего Приангарья. Рядом с Богучанской ГЭС началось строительство крупного металлургического комплекса по производству алюминия.
В республиках Тыва и Бурятия идет подготовка к освоению новых месторождений минерального сырья, для чего необходимо строить железную дорогу «Кызыл – Курагино» и развивать транспортную инфраструктуру юго-востока Забайкальского края и Бурятии. В Томской области реализуется проект по строительству мощного лесоперерабатывающего комплекса с современным высокотехнологичным производством, в Омске - масштабный проект по созданию кластера, основанного на глубокой переработке зерна. Здесь же планируется наладить выпуск поликристаллического кремния. Важно, что это совершенно новое современное наукоемкое производство. В Барнауле начато строительство огромного, основанного на новых технологиях комплекса по переработке подсолнечника.
Идет обновление мощностей многих предприятий металлургической и химической промышленностей. Много новых производств и еще больше планов. Но при этом, еще раз повторю, нам не хватает инвестиций. Надо создавать более благоприятные условия, чтобы инвестиционный процесс активизировался в разы.
- Практически в каждом регионе СФО есть точки роста для инновационной экономики. Не приведет ли это к распылению средств и излишней конкуренции?
- Конкуренция есть и должна быть. На самом деле, каждая территория заинтересована в скорейшем экономическом развитии, а значит - в инновационности. Инвестиции как ресурс развития, прежде всего, интересны и привлекательны там, где есть научно-технический прогресс, новые технологии, продукция, основанная на разработках ученых.
Другое дело, что иногда за счет интеграции, объединения усилий можно получить дополнительную выгоду. И мы уже имеем положительные примеры. В этом году Новосибирская и Томская области подали совместную заявку в госкорпорацию «Роснано» и выиграли конкурсный отбор на создание мультидисциплинарного нанотехнологического центра. В среднем, на один такой центр госкорпорацией будет выделено около одного миллиарда рублей. Безусловно, губернаторы могли бы действовать только в интересах своей территории, но тогда конкурсная заявка могла оказаться не столь сильной. В Новосибирске центр уже практически построен, в следующем году начнется его оснащение. То же самое делается в Томске.
В каких-то областях интеграция научного и образовательного потенциала нескольких территорий позволит усилить специализацию. К примеру, в Новосибирске есть мощная база для лабораторных и теоретических исследований в сфере биологии, биомедицины, биотехнологий. Здесь работают несколько крупных институтов СО РАН, СО РАМН, государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». В Томске есть свои особые традиции производства фармакологических субстанций, проведения клинических испытаний. В Алтайском крае – наработки и препараты, основанные на использовании природных компонентов. Все это вполне можно увязать в один мощный фармакологический кластер.
Наконец, технопарки, технико-внедренческие зоны, которые сейчас создаются, тоже рассчитаны на интеграционный процесс. В Новосибирском технопарке специально создан центр прототипирования, где можно изготовить любые комплектующие и детали для самого современного прибора. Совершенно очевидно, что такие центры не надо организовывать в каждом регионе.
Мы открываем центры коллективного пользования и ресурсные центры, которые тоже рассчитаны не на одно наукоемкое производство. Сегодня технопарковая идеология активно развивается в Новосибирске, Томске, Кузбассе, Красноярске, Иркутске. У каждого есть свои сильные стороны - университеты, специфические отрасли, дающие возможность экспериментировать, развивать инновационные направления. И, безусловно, между территориями конкуренция будет, хотя бы потому, что государственная поддержка инноваций и государственные гранты разыгрываются на конкурсной основе. Поэтому надо соревноваться, доказывать, что ты лучший, иначе не получишь господдержку. Но есть, как я уже сказал, и объективная необходимость интеграции - она дает свои преимущества.
Задача моя и моих коллег, с одной стороны, в том, чтобы постоянно усиливать мотивацию субъектов федерации к инновационному развитию, поощрять конкуренцию, стимулировать усилия каждого региона в отдельности. С другой – быть максимально заинтересованным в интеграционных процессах. Это и будет стержень, основа нашей инновационной политики.
- Есть мнение, что модернизация производства и экономики в целом неизбежно приведет к сокращению рабочих мест. Что должно делать государство, чтобы предупредить социальный взрыв?
- Убежден, что для России вообще и Сибири в частности более глобальной и стратегически сложной проблемой является недостаток трудовых ресурсов, а не их избыток. Технологическое обновление производства требует все больше высококлассных специалистов и рабочих. Сегодня нам остро не хватает инженерно-технических работников.
Одна из основных причин дефицита кадров - недостаточное внимание к работе системы профессионального образования. Сфера начального и среднего профессионального образования определяет успех модернизации всей экономики. Пренебрегать ею опасно. Не должно быть только двух систем – школы и университета. Сегодня диспропорции столь велики, что требуется очень серьезное вмешательство и корректировка в пользу сферы начального и среднего профессионального, инженерного и технического образования, на котором базируется все развитие.
Стратегически нам очень важно увеличить в Сибири численность населения и трудовых ресурсов, создать благоприятные условия для экономического, социального развития. Чтобы не только люди, родившиеся здесь, не уезжали, но и к нам приезжали из других мест.
- На ваш взгляд, будет ли расширяться трудовая миграция из Китая и государств Центральной Азии в Сибирь? Считаете ли вы необходимым ограничивать ее?
- Не думаю, что иностранная рабочая сила очень распространена в производстве. Скорее - в коммунальной сфере, на строительных площадках. Отмечу, что сегодня работодателю не так-то просто пригласить иностранных граждан на работу. Он должен доказать, что длительное время никто из местных жителей не желал у него работать. Законодатель требует, чтобы заработная плата у приезжих соответствовала стандартам России, а не, скажем, Таджикистана, и обязательно должен быть социальный пакет.
На мой взгляд, для нас сейчас наиболее приоритетной задачей является эффективная занятость сельского населения, доля которого достаточно велика в ряде сибирских регионов. Технологический прогресс в сельском хозяйстве дает большие, чем в других отраслях, темпы высвобождения рабочих рук. Если не реализовать действенные программы самозанятости, мы потеряем сельский образ жизни и получим большие проблемы в социально-экономической сфере. Здесь необходимо развивать предпринимательскую активность в новых для села сферах, к примеру, экологический туризм. В некоторых регионах такой опыт уже есть.
Что касается в целом проблем рынка труда, то в настоящее время для их решения необходимо формировать новые программы, которые станут предметом работы многих ведомств, а не только органа, уполномоченного осуществлять регулирование на рынке труда.
Беседовала НАТАЛЬЯ РЕШЕТНИКОВА