Официальные ресурсы

Виктор Толоконский: Это город, без которого я не могу представить своей жизни

23 июня 2011 Распечатать
Газета «Метро» от 23 июня 2011 года

Проект «Новосибирск  как судьба»

– Виктор Александрович, что вы обычно делали, когда заканчивались официальные торжества Дня города?

– С начала 90-х как бы ни складывалась жизнь, работа, графики, я никогда не пропускал этот день. Когда заканчивалось торжественное открытие на площади, я весь день до позднего вечера ездил по городу. Мне всегда хотелось, чтобы горожане сами творили этот праздник, сами спели, потанцевали, показали свое мастерство, провели массу выставок и конкурсов. И такое, именно такое, отношение привлекало к нему много людей. Тогда любили танцевать под живую музыку.  Я приезжал во все парки, иногда брал микрофон и пел. Не потому, что так хорошо пою, нет, это была своего рода форма общения с людьми. Я заряжался от них особой доброй энергией. Были периоды, когда чтобы привлечь внимание и подтянуть инфраструктуру в частный сектор, приезжал в эти районы. Люди накрывали стол прямо на улице, каждый выносил из дома какую-то еду, мы садились за стол, выпивали по рюмке, кто-то брал баян или аккордеон, пели. И по ходу люди меня просили, тут надо заасфальтировать, там поставить телефон-автомат… Для меня недавно было так неожиданно и тепло, когда в Оперном театре подошел мужчина и говорит: «Виктор Александрович, приглашаем вас в День города к нам на Светлановскую». Я помню, что полтора десятка лет назад был у них в гостях… Сейчас будет первый день города, когда я в статусе полпреда. В моей роли действовать, как ранее, не вполне органично. Еще ничего не планировал, но знаю, что все равно буду стремиться на этот праздник. Ведь День города для меня это особые воспоминания, особое ощущение единения с Новосибирском. Думая о городе, проезжая по нему, я чувствую, как быстро летит время. В этом городе я могу показать много мест, где при моей жизни еще ничего не было, ни улиц, ни магистралей, без которых сейчас нельзя представить Новосибирск . Когда рассказываю внукам, например, как перекрывали Красный проспект, чтобы строить метро, или как первая горячая вода появилась в домах на Башне, и мы приезжая в гости к знакомым или родственникам, шли сразу мыться, они не верят. И действительно, сложно представить, что за одну жизнь можно увидеть столько изменений. Больше всех из своих наград я горжусь званием «Почетный  гражданин Новосибирска», это дороже всего, это моя Родина, город, без которого я пока не могу представить своей жизни.

- Помните ли вы свое первое решение в роли мэра, когда  осознали ответственность перед городом, его жителями?

– Конкретно одно или два решения не вспомню, но то, что моя жизнь изменилась с того дня, когда стал мэром, это совершенно точно. Я считал, что профессионально готов этим заниматься, ведь более 10 лет проработал в управленческих органах области, два года заместителем и первым заместителем мэра, участвовал в выработке всех основных решений. Но ощущение особой ответственности почувствовал сразу же. Еще больше это чувство усилилось после проведения первых выборов мэра, когда благодаря поддержке 80% избирателей из назначенного градоначальника стал избранным. Я не был сторонником принятия  экстравагантных решений, мол, мне власть дана, и я всех удивлю. Нет, мы не ломали памятники, не переименовывали улицы, не поворачивали русла рек. Но каждый день приходилось принимать решения в условиях полного отсутствия ресурсов. Однажды моим чувством ответственности и профессиональной неопытностью воспользовались мостостроители. Они заявили, что все мосты города опасны, их надо срочно ремонтировать. Бюджета нет, опытный бы сказал, нет денег и все, а я не мог так отреагировать, коль обозначен  риск для жизни людей. Признаюсь, меня тогда развели на огромные суммы! Стали ремонтировать старый Коммунальный мост. Тут же  доказывают, что и мост через Иню вот-вот развалится. Сломя голову начинаем строить второй мост… Прошло уже 20 лет, а тот первый, якобы аварийный,  до сих пор работает! Задачи, которые мы в те времена решали как сложные, сегодня таковыми не кажутся, но только с точки зрения истории можно оценить их передовую суть, оригинальность, действенность. Например, у предприятий не было возможности платить налоги: продукцию не продают, денег ни у кого нет, идут бартерные обмены. А городу нужны доходы: школы и больницы должны работать, транспорт ходить, город необходимо убирать, отапливать. И мы самостоятельно - не было никаких рекомендаций, инструкций - разработали масштабную вексельную программу. Каждый день после основного графика работы с половины восьмого и до одиннадцати вечера я подписывал векселя, то есть выпускал свои городские деньги. В кабинет заносили огромную кипу бумаг, это были десятки и сотни миллиардов мелким номиналом, и на каждом листе надо было поставить подпись, затем печать. Банковские платежи были уже электронные, в банк шли с платежкой, а к поставщикам, например, с чемоданом векселей. Я прекрасно понимал, чем рискую, что могут быть злоупотребления, далеко не каждый город на такое шел. Тогда эта система спасла город, например, от замерзания. Кстати, мне на день рождения в рамочке не раз дарили те неотоваренные векселя.
А вообще часто выручала поддержка горожан, с которыми постоянно встречался, хотя меня в этом стремлении общаться с людьми многие не понимали. Например, делал выездные приемы в районных администрациях. Сначала всех собирали в большом зале, я давал информацию по городу, а потом убеждал, что не надо всем с жалобами выстраиваться в очередь ко мне, что заместители также принимают решения, что я обязательно возьму проблему на контроль, и мы расходились по кабинетам, каждый принимал человек по 20-30.  Понятно, что при всей поддержке, к власти идут жаловаться зачастую люди непозитивно к ней настроенные, но я осознано шел на такие встречи. Конечно, рядом всегда было много интересных людей, учителей, которые передали мне опыт, даже сами этого не осознавая. Профессии мэра никто не учит, это приходится в себе формировать самостоятельно.

– Какой по вашему у Новосибирска характер,  женский или мужской? Сколько городу лет по человеческим меркам?

–  К возрасту отношение двоякое. С одной стороны, он  – подросток, сто с небольшим лет для города юность. И в тоже время город, который за короткий срок стал полутора миллионным, уже не может рассматриваться юношей. Так что он и молод и велик. Многие проблемы Новосибирска именно следствие бурного роста. Я в этом городе чувствую и большую энергию развития. Сегодня многое меняется, строится, преображается. Но я слышу в нем и тишину, хотя, может, это возраст во мне говорит. Даже в День города, когда на улицах много людей, на какой-то аллее могу ощутить особый покой. Какое начало в нем преобладает? Во всех проявлениях жизни женщина – талантливее, красивее, женщина – это сама жизнь,  а это главнее, чем мужские качества. Но все же, мне кажется, что Новосибирск  – сильный, растущий, развивающийся, стремящийся  быть победителем, лидером, стремящийся быть привлекательным. Поэтому скорее это мужская молодость. Я вижу его таким.

– Каковы столичные представления о Новосибирске и насколько они совпадают с нашими?

– Думаю, что общих представлений больше, чем различий. Новосибирск не может быть незаметным в России, таких городов единицы. И не только по размерам. Отличает его и высокая концентрация научного потенциала. Город узнают в первую очередь по Академгородку. Такого бренда, как у нас, нигде нет. Отличает все, что порождала большая наука – сильный университет, высокая культура. У людей с хорошим образованием, с исследовательским интеллектуальным складом ума априори большая потребность в культуре. Потому у нас и такой симфонический оркестр, такие школы скрипачей, и вообще музыкальные школы. И, конечно, все признают, что Новосибирск значимый транспортный инфраструктурный центр Большой Сибири. Здесь крупнейшие аэропорт и железнодорожный узел. Инвесторам знаком и интересен город с развитыми транспортной и научной инфраструктурой. Те, кто здесь живет, осознают, что этот город лучший, самый сильный, и здесь много самого-самого. А для людей извне может прозвучать аргумент, что есть и лучше. Дискуссии бывают именно в этом направлении. Но мне всегда хватает аргументов, чтобы доказывать его исключительность. Возможно,  это воспринимали, как патриотизм, и снисходительно к этому относились. Тем не менее, для тех, кто знал ситуацию не поверхностно, мне удавалось находить характеристики, которые укрепляли позицию Новосибирска, и делали людей нашими союзниками. Кстати,  наше землячество в Москве активно помогает продвигать статус города, его репутацию.

– Если отбросить пафос и пиетет, в чем уникальность Новосибирска?

– Давайте лучше скажем, какие еще действия помогут городу добавить уникальности. Новосибирск должен действовать во всевозможных сферах с опережением. Например, город начал прирастать населением, хотя, когда я говорил лет 10 назад, что так будет, в это не верили. Но численность и дальше будет увеличиваться за счет молодежи, а это требует адекватных и энергичных действий, в первую очередь, по строительству жилья. Мне хочется, чтобы город стал пионером в развитии жилищного строительства для социальной аренды. Молодые специалисты должны получить хорошие стартовые жилищные условия не на рыночных условиях. Аренда с господдержкой создаст привлекательные условия для молодых семей. Это будет способствовать привлечению в столицу Сибири молодых талантливых людей со всей России и мира, чтобы они творили, реализовывали здесь свои идеи. Мы им должны предложить только уникальные условия для развития потенциала, уникальные методики и школы в образовании, великолепные условия для занятия спортом, театры с хорошим репертуаром и удовлетворение любых культурных потребностей. Особую городскую среду, особую степень благоустройства, уюта и комфорта. Все должно чем-то отличаться, чтобы и новосибирец и гость города могли в качестве аргумента, почему Новосибирск лучше, подтвердить – нигде этого нет, а у нас есть. Мне очень хочется, чтобы такой настрой был и у власти и у общества, чтобы горожане стремились к этому. Для меня всегда самое больное, когда люди говорят о своей нелюбви к городу, называют Новосибирск серым, всегда переживаю из-за этого. Я убежден, что именно сейчас надо ставить задачи сделать город самым-самым, самым привлекательным, самым удивительным, самым добрых для жизни людей.

None