Официальные ресурсы

«Нужно, чтобы на все денег хватало»

26 сентября 2011 Распечатать
«Эксперт Сибирь» от 26 сентября 2011 г., Александр Попов

Полпред президента России в Сибири Виктор Толоконский уверен, что на государственном уровне задача «связать регионы» авиацией уже осознана. Дело – за реальными шагами.

Виктор Александрович, состояние региональной авиации, что показали недавние катастрофы самолетов, мягко говоря, далеко от идеального. Как эта проблема видится в Сибири?

Перед нами сейчас остро стоит задача укрепления горизонтальных связей между нашими регионами. Не буду утверждать, что эти связи сейчас достаточно налажены. Чтобы этого достигнуть, нужно развить транспортную инфраструктуру, лучше соединить наши территории. Поэтому мы работаем над тем, чтобы у нас в Сибири было авиационное внутреннее сообщение.

А каким вы его видите? Вот ваш коллега с Дальнего Востока Виктор Ишаев лоббирует создание единой авиакомпании. Вы также считаете?

Думаю, нам тоже нужна достаточно крупная самостоятельная авиакомпания. Не очень просто уговаривать тех перевозчиков, которые летают по всему миру, чтобы они занялись межрегиональными полетами. Хотя я совсем не исключаю, что «Аэрофлот», S7 или «Трансаэро» все-таки заинтересуются этим перспективным направлением. Во всем мире малая авиация – неотъемлемая часть большой, ведь рейсы между соседними городами, на небольшие расстояния создают в конечном счете пассажиропоток для больших компаний. Я помню, еще в 1990-е годы, будучи мэром Новосибирска, полетел в город-побратим Миннеаполис в США. Я знал, что это большой город, центр штата, в нем живут около двух миллионов человек. И думал, что проблем с полетом туда не будет. Но мне сообщили, что прямых рейсов туда нет. Нужно было лететь в Чикаго, там пересесть на небольшой самолет… Я переживал: а если рейс задержат? Но оказалось, что там самолеты летают чуть ли не каждый час, по расписанию, как у нас электрички ходят. Таким же образом развивает малую авиацию сейчас и Китай, соединяя крупные и небольшие города.

Но в Сибири уже была попытка соединить Новосибирск с Томском и Омском, компания «Томскавиа» в итоге не смогла вывести проект на окупаемый уровень…

Да, действительно, это так. Сейчас для этого не создано условий. Чтобы такие перевозки «пошли», нужно решить три задачи. Мы сегодня видим подходы к их решению, но путь будет длинным.

Вероятно, начать нужно с восстановления аэродромной сети?

Совершенно верно – нам нужно воссоздать существовавшую в советское время опорную сеть аэропортов. В некоторых местах, и это очевидно, без государственного участия не обойтись. Потому что не везде в Сибири аэродромы могут развиваться на коммерческой основе. В небольших городах поток самолетов значительным не будет, а инфраструктура требует содержания. Если включать эти расходы в цены билетов, никто летать не станет. Мы считаем, что в Иркутской и Томской областях, а также в Красноярском крае – как минимум в этих трех субъектах точно – нужно создавать федеральные казенные предприятия, управляющие аэропортами. В перспективе и Кызылу такое же потребуется. Сейчас городской аэропорт принадлежит правительству республики, но лучше было бы, чтобы им управляло федеральное предприятие. Поймите, таким образом решается государственная задача – связать страну в единое целое. Второе. Нам нужно научиться вводить субсидирование стоимости билета. Нет еще рыночного механизма, который мог бы создать пассажиропоток для региональной авиации. Субсидии – это уже функция регионов, и на мой взгляд, это не потребует больших затрат.

У вас есть расчеты, сколько нужно денег?

По тому небольшому пассажиропотоку, который уже сейчас существует, крупные субъекты Федерации, такие как Новосибирская область или Красноярский край, в годовом исчислении будут расходовать около 250-300 миллионов рублей. Это небольшие суммы для таких регионов. На субсидирование пригородных перевозок они тратят больше, на субсидирование городского транспорта – не меньше. Кроме того, нужно понимать, что большие субсидии потребуются только вначале. Постепенно, по мере увеличения пассажиропотока, их объем будет уменьшаться. Нужно заново приучить людей к полетам на небольшие расстояния, в гости друг к другу, к родственникам, на отдых в выходные. Только за счет командировок и деловых перелетов мы потоки не увеличим.

И конечно, не обойтись без решения вопроса – на чем летать. Последние катастрофы с Ан-24 показали, что эти машины исчерпали свои ресурсы. А новых самолетов у нас нет…

Согласен, но государственный подход заключается в том, чтобы найти бизнес-структуры, способные при определенных условиях за счет утвержденных мер стимулирования быстро купить новый самолет. У нас действительно сейчас нет авиационного парка, с которым мы бы могли развивать региональное сообщение. И быстро он не появится. Значит, нужно думать о создании условий для выгодного лизинга самолетов. Возможно, стоит ввести и таможенные льготы, чтобы компании были заинтересованы в покупке зарубежной техники. Государство должно решить, поддержит ли оно таким образом собственного производителя или решит проблему за счет импорта.

Как вы считаете, в Сибири нужен единый крупный региональный перевозчик?

Монополизм всегда плох. Важно, чтобы это была крупная компания. Мы понимаем, что нельзя развивать авиаперевозки, имея в парке один или два самолета. Мы такой процесс проходили в большой авиации, раньше компаний были десятки, теперь их число сокращается. Суть не в том, чтобы компания была одна единственная на весь округ. Суть в том, чтобы она была достаточно крупной для реализации той задачи, которая нас волнует.

Вы говорили о роли региональных властей… Журнал «Эксперт» недавно просчитал, что тех денег, которые Красноярский край тратит ежегодно на содержание спортивных клубов, с лихвой хватило бы и для реновации авиапарка региональных перевозчиков, и для инвестиций в местные аэродромы. Приоритеты, видимо, расставлены неверно?

Вопрос приоритетов – основной для любой власти. Но не очень продуктивно противопоставлять транспортные и социальные расходы. Не уверен, что, перекинув средства со спорта на авиацию, край бы что-то реально решил… Нужно, чтобы на все денег хватало. Согласитесь, когда нет общей стратегии, тогда страдают и приоритеты. Что делать с этими Ан-24? Ну поставим мы на них современные приборы навигации. Двигатели-то все равно старые, их заменить уже нельзя. По три-четыре десятка лет самолеты отлетали. Они уже не только морально, но и физически устарели. Поэтому думаю, власти региона, не видя единой государственной стратегии, не принимали и программы региональной поддержки. Теперь понимание такой стратегии появилось. И все будет нормально.

None