Официальные ресурсы

Виктор Толоконский:«Хватит считать аграриев немощными!»

31 октября 2011 Распечатать
«Председатель» №6 за октябрь 2011 года, Светлана Березина

Экономический рывок, который совершило сельское хозяйство Сибири за последнее десятилетие, породил не только новый облик села, но и новые проблемы и вызовы. О потенциале и перспективах сибирского агропрома «Председатель» беседует с Полномочным представителем Президента в Сибирском федеральном округе.

- Виктор Александрович, в регионе завершилась уборка, но крестьяне, как обычно, не знают, какой будет цена на зерно даже через месяц. Наступит когда-нибудь время, когда наш сельхозпроизводитель, как в западных странах, уже в начале сезона будет знать цену на свою продукцию?

Я абсолютно уверен, что такое время скоро наступит. Однако для этого и власти, и агробизнесу нужно выполнить несколько условий. Во-первых, есть очень сложная, пока нерешённая проблема. Урожай в России колеблется от 70 до 100 миллионов тонн в год. Интервал 30 миллионов тонн - это очень много. Даже в Новосибирской области, не самом крупном зернопроизводящем регионе, годовые колебания урожая составляют от 2,5 до 3,5 миллионов тонн. Этот огромный зазор каждый год рождает неопределённость на рынке.

Для стабильных цен нужен стабильный, планируемый урожай. Но и в нынешних условиях государство может более эффективно использовать свой главный механизм - интервенции. Закупочные интервенции при нестабильном урожае нужно проводить очень точно, очень профессионально. И я лично здесь особой проблемы не вижу: может быть, формировать цену не до копейки, но максимально узкий «коридор» цен вполне реален.

Во-вторых, нужно наращивать производство животноводческой продукции.

У нас в России по-прежнему остро не хватает собственной говядины, и свинину мы тоже частично завозим из-за рубежа. Как вы знаете, сегодня чтобы произвести 20 тысяч тонн свинины, нужно почти 100 тысяч тонн зерна. Поэтому чем больше зерна мы будем использовать в собственном животноводстве, тем стабильнее будут цены.

ШКОЛЬНИКАМ - МОЛОКО ЗА ВРЕДНОСТЬ

- Сегодня много говорят о ценовом диспаритете, несоответствии цен на ГСМ, электроэнергию, удобрения, технику ценам на конечную продукцию. Всё ли здесь зависит только от государства?

Нельзя говорить о ценовом диспаритете, забывая одну из главных его причин: это низкая эффективность производства в АПК. При урожайности в 10 и в 35 центнеров с гектара себестоимость пшеницы иногда отличается в разы. Кстати, все серьёзные специалисты сходятся во мнении, что на большей части сибирских территорий можно получать 30 центнеров пшеницы с гектара.

Трудно получать десять тонн молока с коровы, как у Бугакова - но шесть тонн, если правильно организована кормозаготовка, улучшен генетический потенциал, я считаю, вполне достижимый результат для большинства сибирских хозяйств.

Кроме того, из-за малых объёмов самая хорошая рентабельность продукции обычно сводится на нет. Когда небольшое хозяйство, пусть даже и оснащённое новыми тракторами и посевными комплексами, выходит на свободный рынок, оно всегда будет проигрывать в эффективности крупным игрокам агробизнеса.

Поэтому нужно, чтобы на рынок выходил такой же крупный производитель, сопоставимый по масштабам с покупателем. Решение здесь либо в укрупнении хозяйств, либо, как это чаще делается в мире, в создании союзов, крупных отраслевых кооперативов, состоящих из мелких и средних хозяйств одного направления деятельности. И такое объединение уже может добиться паритета по ценовым параметрам.

Далее, ценовой диспаритет прекрасно «гасит» глубокая переработка зерна. В стране сегодня единицы заводов, которые комплексно перерабатывают зерно! Глютен, крахмал, другие продукты с высокой добавленной стоимостью пользуются колоссальным спросом в мире. Поэтому развитие проектов по глубокой переработке - приоритетная задача отрасли.

То же и с продукцией животноводства. Когда мы принимали областную программу по строительству животноводческих комплексов, я полагал, что области таких комплексов нужно 20-30, примерно на 1000 голов каждый. Но сейчас я регулярно слышу, дескать, у нас же скоро будет перепроизводство сырого молока! Ну, значит, дело тут в недостаточных объёмах переработки: например, мы много лег уже не «сушим» молоко, хотя раньше большие объёмы молока переводили в сухие смеси.

- Однако эффективность производства должна расти параллельно с развитием собственно сбытовой сферы и спроса. В каких направлениях нужно искать дополнительный сбыт аграрной продукции?

Во-первых, мы ещё крайне ограничено выходим на новые рынки. Мы до сих пор во многом находимся в плену советской системы распределения, когда большая часть сельхозпродукции реализуется в пределах своего района и области. К примеру, у нас в Сибири есть регионы, в минимальных количествах производящие молоко. Это, прежде всего, Восточная Сибирь. Туда с огромным трудом завозят молоко из других регионов, и такого ассортимента молочной продукции, как у нас, там нет и в помине.

Во-вторых, и внутри региона власть может предпринимать меры по стимулированию потребления. Предположим, ввести ежедневную порцию молока - мини-упаковку в 200 граммов - каждому школьнику. Это полезно, это несложно.

У нас в области 200 тысяч школьников, а если взять и детсады - ещё плюс 100 тысяч детей. Представляете, какой это рынок сбыта?

И вообще социальные учреждения в ближайшие годы перейдут на принципиально другую, современную систему питания. Это сегодня больницы занимаются готовкой еды самостоятельно. А вскоре там появятся готовые обеды в упаковке, с разной компоновкой продуктов. Вот вам и ещё один стимул для роста аграрного производства.

Главное - нам нужно преодолеть неверное представление, что у нас якобы избыток сельхозпродукции. Это на самом деле совсем не так. Поэтому я убеждён, что основная задача сегодня - всеми способами увеличивать эффективность АПК, увеличивать объёмы производства.

РАЙЦЕНТР ДОЛЖЕН СТАТЬ ГОРОДОМ

- Виктор Александрович, парадоксальная ситуация: с одной стороны, руководители хозяйств жалуются на кадровый голод, а с другой - ломают голову, чем занять людей, например, зимой. Как решать проблему сельской занятости, когда «селообразующим» предприятиям требуется всё меньше и меньше рабочей силы?

Да, в советские годы село развивалось вокруг колхозов и совхозов. Но сегодня взаимосвязь сельхозпредприятия и населённого пункта ослабевает. И считать, что 400- 450 крупных хозяйств нашей области могут решить все проблемы занятости и социальной сферы - неправильно и нереально.

Прежде всего, я считаю, должно более активно развиваться небольшое семейное фермерство. Это база, которая не просто прокормит сельского жителя, но и запустит другие экономические процессы.

Фермерскому производству должна сопутствовать масштабная заготовительная деятельность. Причём опять же это должны быть не мелкие частные заготовители, а мощные структуры, обеспечивающие высокое качество продукции и способные отстоять цены.

Следующей сферой, способной подтолкнуть вперёд сельскую экономику, является мини-переработка. Есть модульные технологии, не требующие особых мощностей, но дающие отличную товарную продукцию. Это и мелкие молочные заводы, и небольшие забойные пункты.

Ещё одна большая сфера, которая сегодня очень слабо развита, - это заготовка и переработка дикоросов, переработка грибов, ягод, мёда. Всё это высоко ценится на внутреннем и внешнем рынке. Нужна лишь мощная заготовительная кооперация и минимальная переработка.

- Однако в мелком населённом пункте трудно найти ресурсы для создания таких предприятий...

Экономически активные сёла будут укрупняться - такова тенденция времени. И в них уже можно развивать все эти сферы на совершенно другом уровне.

А районные центры необходимо развивать так, чтобы они становились малыми городами. Где есть вся социально- экономическая инфраструктура, сфера услуг. Чтобы человек мог приезжать из своего села в этот город на работу, в том числе и на сезонную, и возвращаться на выходные в своё село. Так сегодня делается во всём мире.

Вот тогда сельской молодёжи уже не нужно будет стремиться в крупный город. Важный момент: в больших городах больше не будет индустриализации. Ещё 40-50 лет назад город «съедал» огромное количество селян, забирая их в заводские цеха, у нас на заводах работали десятки тысяч людей. Но такого производственного уклада больше не будет никогда!

- То есть не только агрохолдингам, но и мелкому и среднему сельхозпроизводителю найдётся место в этой «новой экономике»?

Не просто найдётся место, а ключевое место! Именно сельская экономика даёт максимальное разнообразие подходов, разнообразие рыночных ниш. И если немного помочь сельскому жителю всё это реализовать, мы вскоре сами удивимся, как изменится село. И это нужно делать как можно быстрее, иначе эффект от технологического перевооружения АПК, которое идёт последнее десятилетие, будет теряться.

Просто всем нам - и обществу, и бизнесу, и власти - не надо больше воспринимать сельхозпроизводителя как какого-то немощного, который только сидит и ждёт бюджетных дотаций. Крестьянин на самом деле крепок и силён как никогда. Я убеждён: у села есть колоссальный потенциал, и грамотные меры поддержки дадут просто взрывной экономический эффект. И не нужно без конца искать трудности, перечислять барьеры - а нужно принимать грамотные управленческие решения.

И не секрет, что я сегодня критикую власть Новосибирской области по этому вопросу: я недоволен тем, что за год в регионе не обновилась система господдержки АПК. Это неправильно. Любая, даже самая эффективная господдержка должна чутко реагировать на рыночные изменения. Потому что к этим мерам поддержки начинает приспосабливаться рынок. Если мы субсидируем технику, то рынок реагирует - и цена на технику начинает расти. Поэтому система должна быть очень гибкой, мобильной. Чтобы мы не «проедали» эти субсидии, а стабильно наращивали объёмы производства.

- Виктор Александрович, что бы вы хотели сегодня пожелать сельхозпроизводителям Новосибирской области в связи с окончанием уборочной кампании?

Во-первых, я от души поздравляю всех аграриев области, руководителей хозяйств, органы власти с отличным урожаем, полученным в непростых климатических условиях этого года. Хотел бы пожелать, чтобы сельчане продолжили использовать тот колоссальный импульс, который получила аграрная отрасль Новосибирской области за последнее десятилетие.

Когда я бываю в Москве, там часто удивляются, что в регионе, знаменитом своей наукой, промышленностью, атомной отраслью, ещё есть и такой мощный аграрный комплекс. А я всегда отвечаю: вот в этом и есть уникальность Новосибирской области. Это удивительное сочетание города и села является основной ценностью. В нашем сельском хозяйстве работают особые люди - люди сильного духа. А значит, им под силу взять любые высоты. Значит, работаем дальше. Всё у нас получится!

None