Большая Сибирь интенсивно развивается. В сентябре прошлого года мы беседовали с Полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктором Толоконским об основных направлениях развития и о приоритетных инвестиционных проектах, реализующихся в регионах СФО, которые получают поддержку со стороны федерального Правительства. На данный момент таких проектов — 27.
Мы продолжаем тему развития округа, и наш разговор — об акцентах настоящего времени.
— Виктор Александрович, появились ли к сегодняшнему дню новые приоритетные сибирские проекты?
— Да, появилось немало новых проектов. Но мы пока не вышли на систему формализации этих проектов как приоритетных в масштабах всей страны. Те 27 проектов, о которых мы говорим, утверждены председателем Правительства и направлены на обеспечение реализации Стратегии развития Сибири до 2020 года.
Различных программ и проектов в сибирских регионах много было и на момент отбора, и сейчас постоянно появляются новые. Мы их активно обсуждаем, прежде всего на Красноярском экономическом форуме.
Есть инвестиционные проекты, направленные на развитие Республики Бурятия и Забайкальского края. Они находятся под нашим патронажем и стоят на особом контроле. Есть задачи по развитию особой экономической зоны в Томске, особых туристических зон в Алтайском крае, в Республике Алтай, в Бурятии, Иркутской области. Есть специальные программы развития технопарковых объектов. Всего не перечислишь.
Но в последние месяцы мы уделяли внимание не только отдельно взятым инвестиционным проектам, но и поиску более действенных, эффективных механизмов повышения инвестиционной привлекательности Большой Сибири в целом. Обсуждали новые механизмы государственной поддержки и стимулирования инвестиционного развития Сибири и Дальнего Востока. То есть мы больше говорили не о том, что нужно построить, какие новые инфраструктуры создать, а как обновить общее инвестиционное поле и сделать работу инвесторов более энергичной и активной.
Пока же мы считаем, что инвестиций в Сибири и на Дальнем Востоке мало. Мы предлагаем Правительству обновить некоторый инструментарий, ввести в действие новые механизмы, ускоряющие и стимулирующие развитие этих регионов. Например, активно формировать в этой части России зоны особого экономического развития с привлекательными долгосрочными налоговыми режимами, которые интересны инвестору.
Второй базовый пункт наших предложений заключается в том, что государство должно максимально сконцентрировать свои инвестиционные ресурсы на создание инфраструктурных объектов — энергетических, сетевых, транспортных. Необходимо построить новые железные, автомобильные дороги, развивать порты, авиационное сообщение.
Третье: надо повысить социальную привлекательность. Нам важно не только закрепить здесь население, но и привлечь дополнительную рабочую силу, специалистов, молодежь. Это требует более масштабного социального развития. И мы предлагаем определенные механизмы, стимулирующие приток и закрепление кадров: льготную ипотеку, субсидирование авиационных перевозок, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от мира.
Ну и, наконец, предложена система управления этим процессом: надо создать специальную государственную Корпорацию развития Сибири и Дальнего Востока, которая имела бы в своем распоряжении ресурсы и могла объединять интересы частных инвесторов и государства. Активное участие в этой работе принимал министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Кужугетович Шойгу.
Если говорить о точках и направлениях роста, то, с одной стороны, — это традиционные сферы: нефте- и газодобыча. У нас сейчас активно разворачиваются проекты по развитию нефтегазопромыслов — прежде всего в Красноярском крае, Иркутской области. Это развитие металлургии за счет расширения добычи коксующихся углей и металлических руд. Ну и, конечно, ввод дополнительных генерирующих мощностей, что необходимо для развития цветной металлургии.
Среди новых направлений выделю два. Одно основано на сырьевом богатстве Сибири. Я имею в виду глубокую переработку природных ресурсов и получение конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. Например, лесопереработку. Сразу несколько таких производств строится в Томской, Иркутской областях, Красноярском крае. Второе направление не привязано непосредственно к сырьевому потенциалу Сибири, а скорее отражает наш научный, культурный, образовательный, технологический потенциал. Это развитие в крупных городах с хорошей научной базой современных высокотехнологичных инновационных производств, когда для инвестора в первую очередь валены квалифицированные кадры. Уже сейчас на базе предприятий Томской, Новосибирской, Омской, Иркутской областей, Красноярского края создаются серийные производства по выпуску современной высокотехнологичной продукции. Где-то это софт, где-то приборостроение, где-то электроника.
Активно развивается переработка сельхозпродукции. В аграрной сфере мы имеем один из самых высоких темпов роста валовой товарной продукции, рост производительности труда, появление новых товарных групп.
Итак, мы имеем достаточно высокую динамику экономического роста за счет новых инвестиций, новых инвестиционных программ и проектов. Но все-таки сейчас акцентируем внимание на системных механизмах. Если мы введем новые стимулирующие преференции, то сможем выйти на более масштабные инвестиции, более высокое качество развития. В этом плане 2012 год будет, я считаю, решающим и очень интересным.
— Какие самые сильные инвесторы сегодня уже присутствуют в Сибири?
— В Сибири работают все крупнейшие российские компании. «РусГидро» строит Богучанскую ГЭС и ряд других объектов. Компания РУСАЛ совместно с «РусГидро» строит в Нижнем Приангарье энергометаллургический комплекс, в составе которого будет алюминиевый завод и гидроэлектростанция. Кроме этого, РУСАЛ строит в Иркутской области Тайшетский алюминиевый завод. Новое высокотехнологичное предприятие станет одним из ключевых активов РУСАЛа на территории Сибири. «Норникель» инвестиционно участвует в развитии крупного горнодобывающего комплекса в Забайкальском крае. Проект также предусматривает строительство железнодорожной линии за счет государственных средств. «Роснефть» активно осваивает Ванкорское нефтяное месторождение и еще ряд месторождений, «Газпром» вводит много новых объектов.
В конце декабря прошлого года председатель Правительства дал старт строительству железной дороги Курагино — Кызыл, соединяющей Республику Тыва с основным Транссибом. В этом проекте тоже участвуют крупные российские компании. Месторождениями в Туве планируют заниматься и «Евраз групп», и «Северсталь». Все крупные компании представлены в Кузбассе, поскольку основными там являются угольная и металлургическая отрасли, энергетика.
В то же время, я считаю, в ближайшей перспективе в инвестиционный процесс в Сибири и на Дальнем Востоке будут включаться много новых компаний, которые видят большие потенциальные возможности наших территорий. И не только производственные, но финансовые, консалтинговые, проектные.
Крупные проекты всегда интересуют и иностранных инвесторов. Для 90-х годов и начала 2000-х было типичным, когда иностранные инвесторы активно входили в торговые сети, в торгово-сервисную инфраструктуру наших регионов, гостиничный бизнес — где были свободны ниши и где быстрая окупаемость вложений. Сейчас, когда этот рынок уже более или менее насыщен, иностранный капитал ищет выход на крупные промышленно-производственные объекты. Примеры такого сотрудничества есть. Но, повторяю, все-таки этот масштаб не соответствует потребностям нашего макрорегиона, его кадровым возможностям.
Торговый центр можно окупить за несколько лет, а электростанция или металлургический комплекс окупаются долго, и нужны очень большие капиталовложения. Строительство таких объектов в Сибири, как правило, предполагает еще и привлечение инвестиционных ресурсов на инфраструктуру. В Туве, где планируется добывать рудные материалы и коксующиеся угли, потребуется строительство железной дороги, обогатительных фабрик, поселков. Для новых горно-обогатительных комбинатов в Забайкалье или в Бурятии тоже необходимо построить линию электропередач большой мощности или новую энергетическую станцию, то есть решить базовые инфраструктурные задачи. Вот почему здесь требуется особая государственная поддержка. В этом Сибирь и Дальний Восток отличаются от центра или юга России, где всё сконцентрировано, инфраструктуры много и требуются лишь небольшие вложения.
— Новые проекты требуют привлечения рабочих сил. Как решается этот вопрос? Планируется ли привлечение людей из других регионов или зарубежных специалистов?
— В 20-м веке любую стройку можно было поднять просто большим количеством рабочих. Сейчас этого недостаточно. Свободные руки в Сибири есть. Но есть и проблема квалификации кадров. Мы строим сложные уникальные объекты, и это требует профессионалов высокого уровня. Поэтому в Сибирь сегодня приезжает много специалистов из других регионов России и из-за рубежа. Вот, кстати, когда недавно председатель Правительства посещал Новосибирский технопарк, руководители инновационных компаний обратились к нему с такой просьбой: нужно создать более благоприятные условия для привлечения на работу молодых специалистов, например, из Казахстана. Это русскоговорящие люди, вполне принимающие нашу культуру. Они приехали к нам учиться, они обладают хорошей квалификацией, но считаются иностранными специалистами, что предполагает достаточно сложную бюрократическую процедуру согласования при приеме на работу.
У нас активно идет межрегиональный обмен кадрами, но мы находимся еще в несколько парадоксальной ситуации: практически во всех регионах, где идет инвестиционное развитие, нам скажут, что специалистов и рабочих не хватает. В то же время в целом ряде регионов у нас есть достаточно большое число незанятого населения. Мы не можем игнорировать имеющееся на территории население даже если оно потеряло профессиональные навыки. Но мы не можем сдерживать и инвестиционный процесс, ставить барьеры для привлечения рабочих извне. Важно только, чтобы это были действительно высококвалифицированные специалисты. Нужно активизировать нашу миграционную политику, приглашать в наши многочисленные вузы молодежь и студентов. Адаптируясь во время учебы, эти молодые люди станут специалистами и смогут пополнить наш кадровый ресурс.
Меняются подходы к организации обучения. Университеты сотрудничают с крупными компаниями. К примеру, «Роснефть» организовала целый факультет в Сибирском федеральном университете в Красноярске, оснастила учебные аудитории, лаборатории. Там идет целенаправленная подготовка специалистов прямо по заказу компании. «Транснефть», «Газпром» участвуют в подготовке кадров в средних профессиональных учреждениях Томска. Есть проекты по созданию межвузовских магистратур. Например, в Новосибирском технопарке открывается межвузовская магистратура для подготовки специалистов, способных на самый сложный качественный инжиниринг. Есть хороший опыт послевузовского образования в университетах Томска. Студент, уже начиная обучение, знает, в какой сфере и на каких условиях он будет работать, каким он должен отвечать требованиям. Он учится более осознанно.
Новое качество подготовки вытекает из понимания того, что новым производствам нужны по-особому мотивированные специалисты.