Официальные ресурсы

Контроль

В разделе «Контроль» размещена информация о результативности исполнения ряда указов и поручений Президента Российской Федерации, направленных на решение наиболее социально значимых проблем, затрагивающих интересы широких слоев населения регионов Сибирского федерального округа.


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

По состоянию на 1 января 2019 года социальную поддержку на приобретение (строительство) жилья получили 42,4 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, вставших на очередь после 1 марта 2005 года. С момента реализации Указа на названные цели израсходовано 42,5 млрд. рублей. Наибольшее число граждан, обеспеченных жильем, отмечается в Алтайском крае – 8,7 тысячи человек и Иркутской области – 7,6 тысячи человек.

В очереди на получение жилья остается 303 ветерана, в том числе 15 инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Продолжается постановка на учет граждан указанной категории в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С начала 2018 года на учет поставлено 254 ветерана.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600
«О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

Пункт 2 «д»: до января 2013 года обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

На конец декабря 2018 года в субъектах Федерации округа принята региональная нормативная правовая база, позволяющая приступить к созданию фонда жилья для сдачи в аренду гражданам с невысоким уровнем дохода.

В 2018 году из бюджета Кемеровской области произведены расходы на создание жилого фонда социального использования в размере 26,6 млн. рублей на приобретение 77 квартир, в т.ч. в г. Кемерово – 45 квартир и г. Ленинске-Кузнецком – 24 квартиры. В остальных субъектах Федерации округа финансирование на указанные цели не производилось.

Строительство арендного жилья за счет частных инвестиций не осуществлялось.

Контроль за ходом формирования рынка доступного арендного жилья и развитием некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, в субъектах Федерации округа продолжается.

Пункт 2 «е»: до марта 2013 года разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во всех субъектах Федерации округа приняты и реализуются региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года.

За период их реализации в субъектах Федерации округа ликвидировано более 1,8 млн. кв. м аварийного жилья, расселено свыше 117 тысяч человек. Общие затраты на эти цели превысили 82 млрд. рублей.

Принятые меры позволили обеспечить выполнение программных обязательств в 8 из 10 сибирских регионов, за исключением отдельных граждан, не согласившихся с предложенным им жильем и обратившихся в судебные органы (например, в Республике Алтай по указанной причине не переселено 6 человек, судебные процессы продолжаются).

На особом контроле продолжает оставаться положение дел в Республике Тыва и Иркутской области, в которых программы не завершены, не переселено ещё порядка 3 тысячи граждан. Причины неисполнения взятых обязательств заключаются, прежде всего, в недобросовестной деятельности застройщиков и недостаточном контроле со стороны региональных и местных органов власти.

В целях активизации деятельности по исполнению программных мероприятий созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы, разработаны и утверждены дорожные карты по строительству и вводу в эксплуатацию каждого из домов для переселенцев.

Задача по ликвидации аварийного жилья останется актуальной для сибирских регионов и в дальнейшем. Отмечается увеличение объема площадей вновь признанного аварийного жилфонда (после 1 января 2012 года) и не расселявшегося в рамках региональных адресных программ 2013-2017 годов. Согласно плану мероприятий федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», разработанного Минстроем России, в регионах округа продолжается подготовительная работа по формированию новых региональных программ переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда на 2019-2024 годы (планируемый срок их утверждения – 1 марта 2019 года). Всего на конец 2018 года в регионах округа признано аварийным свыше 2 млн. кв. м жилищного фонда. Проведённый анализ и изучение положения дел на местах показывают ожидаемый дополнительный прирост объемов такого сегмента жилфонда, что обуславливает необходимость продолжения контроля по данному направлению.

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688
«О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Пункт 5 «а»: высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение и контроль за реализацией переданных субъектам Российской Федерации полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2013-2018 годах в субъектах Федерации округа обеспечено жильем более 28 тысяч детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Общие расходы на указанные цели за этот период превысили 29 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 12 млрд. рублей, из региональных бюджетов – 17 млрд. рублей.

На начало 2019 года в регионах округа (с учетом достигших совершеннолетия к этому времени детей-сирот) необходимо обеспечить жилыми помещениями 48 тыс. граждан данной категории.

В текущем году планируется выделить из бюджетов всех уровней 5,1 млрд. рублей, из них 2 млрд. рублей из федерального бюджета, 3,1  млрд. рублей из региональных бюджетов. Для полной ликвидации очередности необходимо дополнительно более 53 млрд. рублей.

Результаты контроля в декабре 2018 года обсуждены с главами регионов на заседании Комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе по вопросам реализации программных указов Главы государства. Выработаны рекомендации по повышению результативности проводимой работы, их реализация взята на контроль.

Поручение № Пр-2821 от 4 декабря 2014 года (п. 1.26): рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации  разработать и утвердить программу содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, предусмотрев источники ее финансирования

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года № 2145-р утверждена Программа содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы (далее – ФЦП). Во всех регионах федерального округа в декабре 2015 года – марте 2016 года приняты соответствующие программы (далее – региональные программы), предусматривающие создание более 547 тысяч новых учебных мест в общеобразовательных учреждениях и финансирование на эти цели свыше 237 млрд. рублей.

В регионах округа с начала действия указанных программ (с 2016 года) построены 38 новых школ на 23 тысячи мест, проведены реконструкция и капитальный ремонт 145 учебных зданий на 39 тысяч мест, осуществлена оптимизация использования имеющейся учебно-материальной базы. На начало 2019 года общие расходы на эти цели превысили 32 млрд. рублей.

Данные меры позволили последовательно улучшать условия обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Так, в 2016-2018 годах переведены на обучение со второй в первую смену 157 тысяч детей.

В ряде общеобразовательных учреждений других субъектов Федерации округа сохраняется напряженность в предоставлении детям учебных мест, отвечающих современным требованиям. Наиболее острая ситуация складывается в административных центрах регионов, особенно в районах комплексной застройки, где возведение новых жилых домов не всегда сопровождается строительством новых школ.

В декабре 2018 года результаты проведенной работы по созданию новых учебных мест в школах обсуждены с руководством субъектов Федерации округа на заседании Комиссии при полномочном представителе по вопросам реализации программных указов Президента Российской Федерации. Выработаны рекомендации по повышению результативности проводимой работы, их реализация взята на контроль.

Поручение № Пр-2414 от 15 октября 2014 года: обеспечьте проведение проверок (в том числе выездных) функционирования дошкольных образовательных организаций, строительство, реконструкция (капитальный ремонт) и приобретение зданий (помещений) которых предусмотрены соглашениями между Минобрнауки России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию в 2013 и 2014 годах мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.

Вопросы развития системы дошкольных образовательных учреждений находятся на постоянном контроле полномочного представителя.  Организован мониторинг указанного вопроса и проверки на местах с привлечением контрольных и надзорных органов.

В 2013-2018 годах на цели реализации региональных программ развития дошкольного образования выделено финансирование в сумме 28,3 млрд. рублей, в т.ч. из федерального бюджета 18,7 млрд. рублей, из региональных бюджетов – 9,6 млрд. рублей.

По состоянию на декабрь 2018 года введено в эксплуатацию 520 объектов (100% от плана) на 54,5 тысячи мест.

Поручение № Пр-287 от 20 февраля 2015 года (п. 3): полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах организовать постоянный контроль за выполнением высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требований законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Во всех субъектах Федерации округа приняты меры, направленные на реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по внедрению новых национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов. В указанных целях реализуются региональные программы, а также созданы специализированные коллегиальные органы, координирующие работу заинтересованных ведомств. Активизирована работа по обеспечению безопасности дорожного движения на муниципальном уровне, в большинстве муниципальных образований федерального округа приняты и реализуются соответствующие программы. В целом реализация программных мероприятий и решений коллегиальных органов позволила добиться в 2018 году улучшения основных показателей аварийности на дорогах по сравнению с предыдущим годом, в том числе: количество ДТП снизилось на 20,2%; число раненых при ДТП – на 6,4%; число погибших – на 4,3%.

Контроль продолжается.

Поручение № Пр-417 от 31 декабря 2016 года (п. 4 «б» ч. 2): рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить безусловное выполнение региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом необходимости софинансирования указанных программ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с региональными программами в субъектах Федерации округа до 2043 года планируется отремонтировать более 82 тысячи многоквартирных домов, в которых проживает около 10 млн.граждан. В 2015-2018 годах отмечается рост в 2 раза среднегодового объема проведения ремонта (с 2 до 4 тысяч домов). Всего в этом периоде отремонтировано более 12 тысяч домов.

Изучение практики работы в регионах выявило ряд проблемных вопросов, требующих принятия решений на федеральном уровне. Обобщенные предложения сибирских регионов по данной тематике направлены в Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Контроль за исполнением поручения продолжается.

Поручение № Пр-1329 от 9 июля 2017 года (п. 4 «б» ч. 2):рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить с учетом данных ранее поручений:

своевременную реализацию планов-графиков по решению проблем граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков;

информирование на регулярной основе граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, о ходе выполнения названных планов-графиков;

принятие мер по недопущению новых случаев нарушения прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

В 2018 году был продолжен контроль за решением в субъектах Федерации округа жилищных вопросов участников долевого строительства, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.

Во всех регионах округа организовано проведение разъяснительной работы с дольщиками, оказание им всесторонней помощи, а также финансовой и правовой поддержки. Данный вопрос остается на постоянном контроле, в т.ч. является предметом обсуждения в рамках проводимых совещаний с руководителями регионов, по результатам которых принимаются управленческие решения, направленные на обеспечение прав участников долевого строительства.

По итогам работы за 2018 год в регионах округа восстановлены права более 2 тысяч дольщиков (в Красноярском крае, Иркутской, Новосибирской и Омской областях).

Между тем, несмотря на принимаемые меры, к настоящему моменту в регионах федерального округа остается 138 «проблемных» объектов, на строительство которых заключено свыше 11 тысяч договоров (наибольшее количество в Новосибирской и Омской областях, а также Красноярском крае).

В целях недопущения новых случаев нарушений прав граждан во всех регионах округа органами власти осуществляется постоянный контроль за соблюдением застройщиками требований законодательства в области долевого строительства, организован мониторинг обращений граждан о нарушениях прав дольщиков. В субъектах Федерации проводятся заседания рабочих групп, в состав которых входят представители региональных органов власти, органов местного самоуправления, правоохранительных и надзорных ведомств. В случае отклонения от графика реализации проектов строительства контрольно-надзорными органами осуществляются внеплановые проверки, по результатам которых принимаются необходимые меры реагирования. Например, в 2018 году привлечен к уголовной ответственности (по ч. 4 ст. 160 УК РФ) бывший депутат Законодательного Собрания Омской области Х.Шушубаев. Решением суда этот гражданин приговорен к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 900 тысяч рублей.